Здравстуйте! Спешу Вас огорчить, но я не тот, о ком Вы подумали. Перед тем как дать Вам развернутый ответ, хотел бы задать следующий вопрос Вам и г-ну Калинину С. А.: в какой армии состояли и как себя проявили ваши деды (по материнской или отцовской линии) в период с 1920 по 1953 гг. ? Не буду скрывать и могу заявить с гордостью, что мой дед воевал на фронте в рядах советских вооруженных сил. Обращаясь лично к нах-наху, обращу его внимание на то, что я как раз и говорил, что нельзя ставить знак равенства между христианством и фашизмом (читать научитесь). А пока я занят и жду ваших ответов, предлагаю прочитать интересную статью (отсканированная).
О чем говорят факты? О деяниях церкви во время Великой Отечественной войны
О роли церкви в период Великой Отечественной войны, в частности, на территории нашей республики, в последнее время написано немало, причем в основном в положительном плане.
Так, в т. 4 Православной энциклопедии, изданном в Москве в статье «Беларусь» говорится, что в период оккупации значительная часть православного духовенства, особенно в сельских приходах, активно или пассивно (недоносительством) поддерживала партизанское и подпольное движения. Что священнослужители снабжали партизан продуктами, медикаментами, предоставляли кров для отдыха и лечения раненых, доставали документы, писали фиктивные справки, были отдельные случаи, когда православные клирики вступали в партизанские отряды. О том, что гитлеровцы безжалостно сжигали православные храмы, зачастую вместе с жителями окрестных деревень, если подозревали существование связи с партизанами, расстреливали священников, обвинявшихся в содействии партизанам.
В изданном в нашей республике в 2004 г. учебном пособии для 11-го класса под названием «Великая Отечественная война Советского народа (в контексте Второй мировой войны)» в разделе «Политика оккупантов в области идеологии и культуры» отмечается, что 30 августа 1942 г. состоялся Всебелорусский собор православной церкви, в период оккупации возобновили работу 1044 православных прихода, 3 монастыря. Были открыты костелы в Минске, Могилеве, Борисове, Березино, Заславле, Логойске, Узде. Разрешалась деятельность униатской церкви и некоторых сектантских общин. Осуществлялась подготовка священников. Однако большинство белорусского духовенства не пошло на сотрудничество с оккупантами.
В книге Ю. Горбинского «Беларускія рэлігійныя дзеячы 20 стагоддзя: Жыццярысы, мартыралопя, успаміны» (Минск- Мюнхен, 1999г.) упоминается, что католический священнослужитель А.Лящевич в деревне Росица на Витебщине был сожжен вместе с местными верующими (католиками и православными) во время немецкой карательной операции.
То, что на оккупированной территории многие верующие и часть духовенства вели себя патриотично, при этом рискуя, а то и жертвуя жизнью, известно. В то же время имело место немало фактов достаточно масштабного сотрудничества с оккупантами ряда церковных структур и религиозных деятелей, в том числе ведущих. О такого рода фактах в настоящее время или скромно умалчивают, или говорят вскользь. В уже упомянутой статье в 4 томе Православной энциклопедии признается, что партизанами выносились смертные приговоры священникам, сотрудничавшим с оккупационным режимом, однако проводится мысль о том, что антипатриотические шаги церковных структур были вынужденными и предпринимались ими под нажимом оккупационной администрации.
Однако в свое время был опубликован ряд документов, свидетельствующих об активном сотрудничестве религиозных структур и конкретных религиозных деятелей с гитлеровскими оккупантами. Эти документы опубликованы, в частности, в книгах: «Документы обличают. Реакционная роль религии и церкви на территории Белоруссии» и «Саудзельнікі ў злачынствах» , изданных в Минске в 1964г., а также в книгах А.К Соловьева «Они действовали под разными псевдонимами» (Минск, 1994 г.) и «Белорусская Центральная Рада. Создание, деятельность, крах» (Минск, 1995г.). Есть по этому вопросу также отдельные сведения в литературе последних лет: двухтомнике Л. Морякова «Рэпрэсаваныя праваслаўныя свяшчэнна i царкоуна-служыцел1 Беларусі 1917-1967 (Минск, 2007г.) и в упоминавшейся выше книге Горбинского.
Сборник «Документы обличают» содержит целый раздел «Религия и церковь на службе немецко-фашистских оккупантов» (21 документ под номерами от 53 до 73 включительно), в обзорной части которого говорится: «О позорном поведении и действиях церкви, многих ее служителей на территории временно оккупированной фашистами Белоруссии в 1941-1944гг. повествуют многочисленные документы того времени, хранящиеся в архивах республики. Часть из них представлена в настоящем сборнике». Далее там отмечается, что ведущие церковные иерархи определили задачу деятельности православной церкви при оккупантах в том, чтобы отмежевать белорусский народ от большевизма (документ № 54). Что когда «фашистский сапог топтал белорусскую землю, горели тысячи деревень, безвинно гибли сотни тысяч мирных жителей... руководители «независимой белорусской церкви», объединенные «горячим чувством благодарности к великому фюреру немецкого народа Адольфу Гитлеру» (документ №.54 ), желали немецкому оружию «скорой и полной победы» в захватнической войне против народов Советского Союза (документ №56) и «воздавали молитвы за победу над большевизмом» (документ.№ 57). Кроме того, отмечается, что «в своем пособничестве фашистам ряд служителей церкви не ограничивался только восхвалением оккупационного режима и молитвами. Многие церковники стали на путь измены Родине, народу, не только словом, но и делом, активно сотрудничая с оккупантами. Эту гнусную, предательскую деятельность священнослужителей православного, католического и сектантского направлений раскрывают документы №№ 59-72.
Среди документов, приведенных в указанном, а также в других источниках, можно отметить следующие:
1. Письмо протоиерея Г. Боришкеви-ча от 01.10.41 г. на имя руководителя гродненской гитлеровской администрации о выделении транспорта, которое заканчивалось фашистским приветствием «Хайль Гитлер».
2. Обращение ряда высших иерархов белорусской православной церкви (зам. митрополита Филофея Нарко, а также епископов Афанасия и Степана ) к генеральному комиссару Белоруссии от тридцатого июля 1942 г. о задачах церкви по борьбе совместно с оккупантами против коммунизма и по вопросу создания материальных условий для эффективного функционирования духовенства, чья «ответственная работа идет на пользу... также и немецкому народу».
3. Телеграмма Гитлеру от имени Всебелорусского собора православной церкви с выражением благодарности «за освобождение Белоруссии от московско-большевистского ига» и с пожеланием «скорой и полной победы Вашему непобедимому оружию». Телеграмма датирована 30 августа 1942 г. и подписана уже упомянутыми Филофеем, Афанасием и Степаном, а также архимандритом Серафимом, протоиереем Горбацевичем и доктором Валькевичем.
4. Резолюция конференции епископов белорусской православной церкви, состоявшейся 15-17 апреля 1943 г. в Минске. В этой резолюции, в частности, говорилось: «Мы воздаем наши молитвы за всех борцов, стоящих на фронте против большевизма ... придать силы рукам, которые куют оружие для победы, ... за победу над большевизмом, за победу веры над безбожием».
5. Документы, свидетельствующие о том, что архиепископ Белостокской и Гродненской православной епархии Венедикт (в некоторых немецких документах фигурирует как Бенедикт - на западный лад.) проводил активную работу по агитации населения в поддержку гитлеровцев, против партизан и за добровольный выезд на работу в Германию.
6. Сообщение генерального комиссара Белоруссии в Берлин от 4 февраля 1944 г., где говорилось: «... я разрешил (так что инициатива исходила не от оккупационной администрации) архиепископу Пантелеймону подготовить конференцию епископов, которая в противовес патриархальным выборам в Москве начнет мобилизацию всех верующих против большевизма на самой широкой основе. Ранее проведенные антибольшевистские мероприятия православной церкви, как рождественское обращение епископов Минска, процессий русского праздника крещения (19 января с.г.) являются отражением пропагандистской деятельности православного духовенства».
7. Опубликованы также данные, свидетельствующие о сотрудничестве с оккупантами, в частности, с карательным батальоном Дирлевангера, священника Антония в Логойске, материальной помощи церквей Минска профашистской Белорусской Краевой Обороне. О том, что активный религиозный деятель Н. Лапицкий приводил к присяге батальоны Белорусской Краевой Обороны, о том, что архимандрит Модест (М. Яцкевич ) и священник Б.А.Ясинский работали в созданной гитлеровцами так называемой «Белорусской народной самопомощи», что архимандрит Модест работал в марионеточном самоуправлении Лидского округа, а с 27 июня 1943 г. входил в состав так называемого «комитета доверия при генеральном комиссаре Белоруссии (небезызвестном В. Кубе), что Ясинский весной 1943 г. выступил с антисоветской речью, где призывал вести «активную борьбу с лесными сталинскими бандитами». О том, что с благословения упоминавшегося выше Филофея фашистский комендант Могилева Эрдмансдорф выгнал на берег Днепра 6 тысяч женщин, стариков и детей, чтобы поставить их под обстрел артиллерии наступающих частей Красной Армии и этим живым заслоном задержать наступление советских войск. О том, что в составе одной из резидентур гитлеровского контрразведывательного органа «Абвергруппа 108» находилось 16 лиц из числа духовного звания, во главе с одним из настоятелей Бобруйского Николаевского собора, а для встреч с агентурой абвером использовался «Дом священной миссии».
О том, что бывший настоятель Минского костела Святой Елены и Симиона Зенон Игнатовичус был капелланом полицейского карательного батальона. Что ксендз местечка Лучай Полоцкой области активно сотрудничал с оккупантами, выдавал фашистам советских патриотов. Ряд документов свидетельствует о сотрудничестве с фашистами активистов сектантских общин, в частности о службе представителей сектантов в коллаборационистских формированиях.
8. Опубликованы фотографии архиепископа Филофея на трибуне рядом с главным предателем Р. Островским и гитлеровскими офицерами, а также иерархов церкви с гитлеровскими вояками и их пособниками.
9. Накануне изгнания гитлеровцев из республики 27 июня 1944г. в Минске был проведен так называемый 2-й всебелорусский конгресс, на котором были собраны «сливки» коллаборационистского актива. По данным мандатной комиссии этого конгресса на него прибыло 1039 делегатов, из них: православных -903, католиков-125, баптистов-4, лютеран -1, староверов -5, магометан-1.
На этом конгрессе, принявшем ряд документов откровенно антисоветского характера, а также приветствие «вождю немецкого и белорусского народа А. Гитлеру», в числе выступавших с приветствиями были:
- от православной церкви - епископ Могилевский и Мстиславский Филофей;
- представитель евангельских христиан-баптистов М Дзикун;
- ксендз Татаринович.
Филофей в своем выступлении, в частности, заявил: «Мы духовенство белорусской церкви, радуемся, что происходит великая работа по восстановлению нашей родины. Состоялся недавно съезд белорусских епископов, который в своей работе отметил возрождение Белорусской Центральной Рады. Я приветствую БЦР во главе с... Р. Островским, как наивысшую власть, призванную к руководству белорусским народом в этот тяжелейший час. Кроме того, хочу отметить, что вместе с вооруженной Краевой Обороной есть еще религиозные и моральные идеалы и необходимо подумать о восстановлении религиозного и морального характера белорусского народа. Когда речь идет о борьбе с большевизмом, то необходимо знать, что христианский культ является наибольшим врагом большевизма. В борьбе за лучшую долю необходимо выработать мировоззрение, противостоящее большевистскому мировоззрению - таким мировоззрением может быть только мировоззрение христианской культуры .
Можно привести также факты сотрудничества представителей духовенства с фашистами в пределах РСФСР. Так согласно приведенного в «Досье «Гласности» № 28 за 2004 г. спецсообщения № 1132 Управления НКВД по Калининской области от 1 октября 1942 г. при освобождении части Ржевского района было установлено, что: «назначенный немцами священник церкви «Ильи-пророка» (в дер. Горчаново) ходил по окрестным деревням и проводил контрреволюционную агитацию. В дер. Голышкино поп на собрании возводил клевету на Советскую власть и восхвалял фашистский строй, немецкую армию».
Таковы факты. А факты, как говорится, вещь упрямая.
Станислав Градов г. Минск