Аб сучасных адносінах "выкладчык - студэнт"

Усё, што датычыцца вучэбнага працэсу...

МадэратарCOLON Moderator Team

BUTTON_POST_REPLY
Kalinin
Титулярный советник
ПаведамленняўCOLON 1257
ЗарэгістраваныCOLON 21.06.2004 17:34
АдкульCOLON Belarus

Аб сучасных адносінах "выкладчык - студэнт"

Паведамленне Kalinin » 27.01.2012 10:24

Прашу прабачэння, але адразу дам вялікую цытату. Яна вельмі трапна аблюстроўвае пэўныя мае думкі, якія дагэтуль не адбіліся ў адпаведныя формулы.

В эти дни в Москве проходят XX международные Рождественские образовательные чтения. Как следует из названия, особое внимание участники мероприятия традиционно уделяют вопросам современного российского образования. О проблемах, которые существуют в этой сфере, в интервью "Интерфакс-Религия" рассказал глава синодального Информационного отдела, член Общественной палаты РФ Владимир Легойда.


В 90-е годы мы прошли через серьезный слом отечественной системы образования, когда в силу понятных причин воспитание было стыдливо, а на самом деле, по сути, бесстыдно убрано из образования — либо полностью, либо существенно. Параллельно с этим шел процесс, опасность которого мы еще не осознаем до конца, — процесс проникновения потребительского сознания в разные сферы жизни.

Один из фундаментальных принципов общества потребления — «покупатель всегда прав». Главная задача продавца — обслужить, по известной фразе «любой каприз за ваши деньги». Для «магазинной» составляющей нашей жизни в этом принципе, наверное, ничего дурного нет. Проблема возникает, когда потребительское сознание проникает в другие области жизни, в том числе и в систему образования. Причем вопрос того, платят за свое образование люди или нет, вторичен. Во все времена образование было где-то или в чем-то платным, где-то и в чем-то бесплатным. И сегодня, например, в вузовской аудитории бок о бок сидят студенты платного и бюджетного отделения, как правило, даже не зная, кто из их товарищей платит за учебу. Проблема заключается в отношении. У нас уже привычным стало словосочетание «образовательные услуги». То есть ученик приходит не за знаниями и даже не пресловутыми, дорогими сердцу сегодняшних реформаторов «образовательными компетенциями», а за услугами. При таком подходе он как покупатель всегда прав — то есть он может от чего-то отказаться, предъявить претензии и так далее. Но такой подход невозможен в традиционной парадигме образования, к таким отношениям не готово большинство преподавателей.

Меняются фундаментальные вещи, которые оставались неизменными в течение столетий, в частности, базирование системы получения знаний на модели «учитель/ученик». Учитель и ученик не могут находиться друг с другом в отношениях «покупатель-продавец». Это для них принципиально недопустимо — психологически, ценностно, содержательно. В таком случае характер образования меняется, и это болезнь всего современного общества. Лично я впервые с этим столкнулся в начале 90-х, учась в одном из американских университетов. То есть ученик-«покупатель» нередко вправе сделать вкусовой выбор и сказать: «мне эта вещь не нравится, и я ее покупать не буду». Продавец может убедить его приобрести другой товар, но в конечном итоге покупатель делает выбор. В случае же с приобретением знаний все иначе: ученик — это тот, кто добровольно соглашается с тем, что знает он меньше преподавателя и поэтому не определяет, что должен знать, а чего не должен. Преподаватель в традиционной системе имеет колоссальный кредит доверия. Конечно, это не отменяет необходимости преподавателю быть умным, способным, квалифицированным и не исключает того, что есть преподаватели по призванию, а есть по недоразумению. Но тем не менее сама эта модель отношений «ученик/учитель» очень важна.

— А должна ли сохраняться эта модель?

— Сегодня образованием слишком часто называется то, что ни 20, ни 30 лет назад таковым считаться не могло бы. А вот философия образования очень отстает от образовательной практики. Мы можем рассказывать про древнекитайские образовательные системы, Средневековье, спорить о плюсах и минусах советской системы, но современное образование значительно опережает нашу рефлексию по его поводу. В чем состоит эта практика? В том, что я говорил выше: по факту мы уже не находимся в отношениях «учитель-ученик».

Скажем, сегодня уже обычным явлением на лекции является ситуация, когда студенты смотрят фильмы, обмениваются е-мейлами. Кто-то скажет: ну, так было всегда, просто раньше не было айпэдов, мобильных телефонов, и студенты бездельничали иначе. Да, с одной стороны, у разгильдяев появилось больше возможностей, но с другой — качество информационных технологий переросло в «качество» разгильдяйства. Во-первых, дав разгильдяйству новый масштаб, а во-вторых — сказавшись и на идеологии образования. Ведь такое поведение на лекции становится нормальным. По крайней мере для студентов. Раньше разгильдяй знал, что он разгильдяй. Сегодня все чаще он считает: «А что такого?»

Еще одно следствие проникновения потребительского сознания в систему образования — у нынешних студентов зачастую растет количество претензий к преподавателям именно как к тем, кто «предоставляет услуги». Многие современные студенты уже искренне не понимают, почему нельзя опаздывать на занятия. Это и есть логика потребительства: ты мне должен, ведь я пришел в твой магазин, так что будь добр, как говорил Глеб Жеглов, обеспечь мне билеты и в том месте, где я укажу.


Тэкст цалкам
http://www.radonezh.ru/monitoring/15777.html

Думка дацэнта Маскоўскага дзяржаўнага інстытута міжнародных адносінаў вядомая, рэдактара часопіса "Фама" ёсць. Я яе падтрымаю, бо гэтыя тэндэнцыі адчуваю на сваёй скуры.

Eye
Коллежский ассесор
ПаведамленняўCOLON 1833
ЗарэгістраваныCOLON 18.03.2003 0:04

Re: Аб сучасных адносінах "выкладчык - студэнт"

Паведамленне Eye » 27.01.2012 13:36

Kalinin пісаў(а)COLONДумка дацэнта Маскоўскага дзяржаўнага інстытута міжнародных адносінаў вядомая, рэдактара часопіса "Фама" ёсць. Я яе падтрымаю, бо гэтыя тэндэнцыі адчуваю на сваёй скуры.
Очень интересно было бы узнать, что конкретно Вы поддерживаете, что для Вас важно. Какие именно особенности в отношениях преподаватель-студент Вы сегодня видите?

А что касается статьи ........ По-моему, предложенная автором схема "покупатель-продавец", в которой вуз по аналогии приравнивается к магазину, очень грубо, искаженно отражает суть взаимотношений преподаваля со студентами. Это художественное преувеличение автора.
Если его студенты на лекциях не слушают, это еще не значит, что плохие времена настали. Может у него педагогическое мастерство хромает или он конспекты двадцатилетней давности гонит под диктовку в продвинутой аудитории.

В приведенной же статье очень поверхностно (и, по-моему, местами эмоционально) затронуто много прооблем. Навскидку можно вспомнить:
- из образования ушло воспитание;
- возникли специфические отношения "покупатель-продавец" в образовании;
- колоссальный кредит доверия у преподавателя в былые времена;
- рынок должен подстраиваться под людей с образованием, а не вузы под рынок;
- нет светлого образа учителя в кино/TV;
- ЕГЭ - отстой.

Сказано много достаточно спорных вещей, смысл которых для меня сводится к тому, что раньше были хорошие времена, не то что сейчас (даже разгильдяи тода были благороднее) :)
Каждый затронутый вопрос требует отдельного рассмотрения.
Автор задает вопрос: "как исправить ситуацию?", но сколько-нибудь вразумительного ответа дать не может. "Осмыслить образование ... , сбалансировать ...., пусть рынок меняется под вузы .... ", - это не ответ.

И уж коль скоро речь пошла о светлом образе преподавателя, то сразу вспоминается диалог двух учителей из старого советского фильма :
Доживем до понедельника пісаў(а)COLON Светлана Михайловна: Им отдаешь все до кап­ли, а они...
Мельников: Что у нас есть, чтобы отдать, — вот во­прос...

Светлана Михайловна: Ну, не надо так! Я еще в своем уме! «Дураки остались в дураках»,— он пишет. Это кто?
Мельников: Боюсь, что в данном случае это мы с вами... Но если он не прав, у нас еще есть время до­казать, что мы лучше, чем о нас думают...

Светлана Михайловна: Кому это я должна до­казывать?!
Мельников: Им! Каждый день. Каждый урок. А если не можем, так давайте заниматься другим ремеслом. Где брак дешевле обходится...
Может нужно ставить вопрос жестко и честно, как Мельников:
- что есть у преподавателей, привыкших работать в системе советского образования, что способно увлекать современных студентов, разжигать в них жажду познания?

BUTTON_POST_REPLY

Хто зараз на канферэнцыі

Зараз гэты форум праглядаюць: 1 і 0 гасцей