Юридическое образование: состояние и перспективы

Самые разнообразные темы, касающиеся даной проблемы.

МадэратарыCOLON Ekopravo, Moderator Team

BUTTON_POST_REPLY
Евгений
Провинциальный секретарь
ПаведамленняўCOLON 80
ЗарэгістраваныCOLON 18.01.2005 11:33

Паведамленне Евгений » 21.02.2005 19:22

    Я тоже хотел высказаться по поводу планируемой реформы высшего образования, только все времени не было.

    Думаю, любой разумный человек согласиться с аргументами В. Романовича в цитируемой <i>Pivalex</i> статье и я тоже двумя руками за описанную модель высшего образования. Вот только в проекте Закона "О высшем образовании" речь идет, по-моему, о чем-то совершенно другом.

    Наиболее убедительный аргумент В. Романовича (и, вероятно, разработчиков законопроекта) в пользу <b>бакалавриата</b> состоит в том, что <b>не для каждой должности требуются все знания, предлагаемые в ВУЗе.</b> Уже за 4 года можно дать минимум знаний и навыков, необходимых для начала карьеры, и "выпускник с дипломом бакалавра будет рядовым специалистом." Идея, по-моему, очень хорошая. Но работать она будет, лишь если бакалавр действительно получит крепкие практические знания и сможет реально работать на низших должностях. Законопроект, однако, содержание 1-й ступени описывает самыми общими фразами. Станет бакалавр рядовым или недоученым специалистом решает не Закон, а разработчики образовательных стандартов, типовых учебных планов и программ, а также сами ВУЗы (ст. 26, ч. 2; ст. 7, ч.2 Законопроекта).
    Мне, конечно, возразят, что нельзя в одном законе детально урегулировать образование по каждой специальности. Верно, нельзя. Поэтому и Закон "О высшем образовании" будет иметь смысл только вместе с частными законами о юридическом, медицинском, педагогическом оброзовнии и т.д.
    А пока, <b>исходя из обсудаемого законопроекта, ни за, ни против бакалавриата высказаться нельзя.</b>

    Смысл <b>второй ступени высшего образования</b>, состоит в том, чтобы <b>открыть возможность карьерного роста тем, кто не хочет довольствоваться низшим должностями в той или иной области.</b> Отсюда я делаю вывод, что в магистратуре должны даваться углубленные знания по специальным дисциплинам. Причем не по всем, а лишь в какой-то узкой области (иначе в 2 года не уложишься). Ведь именно это обеспечит профессиональный рост. Проект же закона, помимо изучения специальных дисциплин, требует еще и освоение курсов науковедения, методологии и методов научного исследования, педагогики и психологии (ст. 26 ч.5 Законопроекта). И это в течении максимум двух лет!
    Поэтому прогноз С. А. Калинина о том, что объем специальных дисциплин будет сокращаться, вполне реалистичен.
<hr noshade size="1"><font size="1"><i>Kalinin</i>
шлях іншы і найбольш рэальны, мала хто будзе звяртаць увагу на лямант прафесіяналаў, два кампаненты застануцца ў сіле, а скарачаць будзем за кошт спецыяльных дысцыплін.</font id="size1"><hr noshade size="1">
    К сожалению, ст. 26 ч.5 -- это не описка законодателя, а реализация определений ст. 8 (ч.ч. 2 и 3) Закона. Если магистратура означает получение не только специальных, но и фундаментальных знаний, то и введение науковедения, методологии и методов научного исследования вполне понятно.
    Что из этого получиться, можно смоделировать на следующем примере. Человек окончил бакалавриат юридического факультета и работает, скажем, в налоговой инспекции. Через какое-то время наш бакалавр, решает повысить свой профессиональный уровень, окончив магистратуру. В магистратуре же ему предлагают фундаментальное образование: углубленный курс теории права, социологию и философию права, курс науковедения и т.д. В оставшееся время рассказывают об актуальных проблемах административного и конституционного права (надеюсь, хоть какая-то специализация все же будет). Пойдет налоговик в магистратуру? Если да, то только из-за диплома.
    Почему же тогда законодатель планирует магистратуру именно как фундаментальное образование? Мне кажеться, создатели законопроекта ориентировались на наукоемкие профессии, как то физика, химия, лингвистика. В этих областях углубленное образование более "научное" и более фундаментальное. Это действительно и для юриста-ученого. А для юриста-практика?

    Здесь мы подошли к третьему недостатку Законопроекта. <b>Закон "О высшем образовании" предлагает одно решение для всех специальностей, совершенно игнорируя особенности в той или иной области.</b> Такой недиффириенцированный подход отразился в формулировках ст.ст. 8, 27, 26 не знающих исключений*.

    Вместе с тем, многие старые проблемы не решаются Законопроектом. Например, ничего не меняется в области преподавания общеобразовательных предметов в ВУЗе.

    Поэтому <b>мой вывод:</b> двуступенчтое образование — действительно, очень хоошая идея. Но ее реализация белорусскому законодателю не удалась.
<hr noshade size="1">
<font size="1">* только образование в области культуры и искусства имеет небольшую специфику в ст. 26.</font id="size1">

Евгений
Провинциальный секретарь
ПаведамленняўCOLON 80
ЗарэгістраваныCOLON 18.01.2005 11:33

Паведамленне Евгений » 21.02.2005 20:13

         Сейчас действительно нельзя уже сказать, будет ли вообще реформа высшего образования.
         Но если все-таки будет, то какие-то курсы останутся на первой ступени, а что-то отойдет к магистратуре. И главным будет вопрос: как лучше "разделить" предметы?
         Мне кажется и у Pivalex, и у Kalinina есть некоторые мысли по этому поводу (на 3-й странице темы "Юридическая литература" началось было обсуждение общей теории права). Если это так, то здесь такой дискуссии и самое место.
         Я тоже подумаю и напишу в выходные свой вариант.

А. Камянкоў
Губернский секретарь
ПаведамленняўCOLON 299
ЗарэгістраваныCOLON 14.10.2003 21:00
АдкульCOLON Беларусь, г. Минск

Паведамленне А. Камянкоў » 24.02.2005 22:01

Недавно встретил на 2 курсе своего хорошего знакомого Амира (он родом из Таджикистана). И он сказал, что в ТГНУ (Таджикский Государственный Национальный Университет) юридическое образование НАМНОГО хуже нашего белорусского. И это оспаривать вряд ли кто станет. Приятно за свою страну все-таки!

BUTTON_POST_REPLY

Хто зараз на канферэнцыі

Зараз гэты форум праглядаюць: 3 і 0 гасцей