Законы не мешали бы каждому жить, как ему удобно,
если бы один не вредил другому (Демокрит)

Этический кодекс учебной лаборатории «Юридическая клиника» юридического факультета БГУ

Мы, студенты и преподаватели учебной лаборатории «Юридическая клиника» юридического факультета Белорусского государственного университета (далее – Юридическая клиника), руководствуясь общепринятыми нормами морали, своей обязанностью защищать права и свободы личности и гражданина и необходимостью повышать свой профессиональный уровень, принимаем Этический кодекс Юридической клиники. Выполнение сотрудниками Юридической клиники предписаний настоящего Кодекса способствует надлежащему и эффективному выполнению ими своих обязанностей, повышению профессионализма сотрудников и престижа Юридической клиники.

Раздел 1.
Общие положения


Статья 1. Настоящий Кодекс призван закрепить этические принципы организационной деятельности студентов, преподавателей, кураторов (далее – сотрудников Юридической клиники) в процессе осуществления деятельности Юридической клиники.

Статья 2. Деятельность Юридической клиники базируется на следующих принципах:
1. законности – в своей деятельности сотрудники Юридической клиники должны руководствоваться действующим законодательством;
2. уважения достоинства личности – деятельность сотрудников Юридической клиники должна основываться на взаимоуважении, корректном и доброжелательном отношении к клиенту, добропорядочности, толерантности;
3. конфиденциальности – информация, касающаяся проблемной ситуации, а также личности клиента или иных лиц, о которых стало известно в рамках работы с клиентами, может быть использована лишь в учебных целях;
4. приоритета интересов клиента – в своей работе сотрудники Юридической клиники должны проводить всесторонний анализ возникшей правовой ситуации в интересах клиента с тем, чтобы дать наиболее быстрый, правильный и адекватный вариант решения проблемы, а также исходить из приоритета интересов клиента над своими личными и над интересами иных лиц;
5. полного информирования клиента о правилах работы юридической клиники – сотрудники Юридической клиники при получении согласия клиента на ведение его дела должны полностью и доступно проинформировать клиента о правилах работы клиники, а также дать возможность клиенту самостоятельно ознакомиться с этими правилами;
6. компетентности и профессионализма – консультант или иной сотрудник клиники обязан оказывать правовую помощь компетентно и добросовестно, со знанием соответствующих норм права, наиболее полно и точно ознакомившись с обстоятельствами дела. В своей работе консультанты или иные сотрудники Юридической клиники должны руководствоваться действующим законодательством, указаниями руководителя и кураторов клиники, а также личными представлениями об оптимальном решении проблемы клиента;
7. недопустимости оказания правовой помощи с противоположными интересами – не допускается оказание правовой помощи клиентам с противоположными интересами по одному и тому же делу, а также дел, при которых ответчиком (противной стороной) клиента выступает Белорусский государственный университет;
8. бесплатности – за оказание правовой помощи сотрудники Юридической клиники не должны брать плату;
9. честности и порядочности – консультант или иные сотрудники Юридической клиники в своей деятельности и личной жизни должны быть честными и порядочными. Не допускается использование обстоятельств дела, информации, полученной от клиента и (или) информации о личности клиента, в личных интересах или в интересах иных лиц, кроме клиента.


Раздел 2.
Взаимоотношения сотрудников Юридической клиники с клиентами


Статья 3. Сотрудники Юридической клиники имеют право:
1. вопреки требованиям клиента, не ссылаться на фактические обстоятельства дела, не предоставлять доказательства, относительно которых у сотрудников клиники возникли обоснованные сомнения в их правдивости;
2. отказаться от ведения дела, когда результат, ожидаемый клиентом, или средства его достижения, на которых настаивает клиент, являются противоправными.

Статья 4. Сотрудники юридической клиники обязаны:
1. как в своей деятельности, так и в личной жизни, обеспечивать высокий уровень культуры поведения, вести себя вежливо, корректно, тактично, сохранять выдержку и самоконтроль, при осуществлении своей деятельности иметь достойный внешний вид;
2. быть честными и порядочными, пунктуальными и корректными, не угрожать, не шантажировать клиентов, не допускать возникновения конфликтных ситуаций, пренебрежительного поведения, не использовать тяжелые материальные или личные обстоятельства других лиц для достижения своих целей;
3. уважать права, законные интересы, честь и достоинство, репутацию и чувства лиц, с которыми сотрудники Юридической клиники сталкиваются;
4. оказывать правовую помощь компетентно и добросовестно. Постоянно работать над углублением своих знаний в области права, повышением профессионального мастерства, обладать достаточной информацией об изменениях в действующем законодательстве;
5. отказать в оказании правовой помощи в случаях, когда:
a. клиент имеет возможность обратиться за платной юридической помощью;
b. у клиента уже имеется представитель;
c. клиент не исполняет своих обязанностей в соответствии с правилами работы Юридической клиники либо грубо или некорректно ведет себя с сотрудниками клиники;
d. не имеет возможности выработать обоснованную правовую позицию для решения проблемы клиента;
e. клиент пребывает в состоянии алкогольного или наркотического опьянения либо страдает такими заболеваниями, которые ставят под угрозу здоровье консультантов.
6. разъяснять клиенту, что правовая помощь оказывается студентами под кураторством адвокатов, специалистов-практиков, преподавателей и руководителей клиники;
7. не допускать в своей деятельности компромиссов, которые ограничивали бы их независимость в ведении дела, с целью угодить клиенту, суду, иным государственным органам, третьим лицам, а также, если такие компромиссы расходятся с законными интересами клиента, мешают надлежащему оказанию ему правовой помощи и противоречат положениям настоящего Кодекса;
8. не разглашать сущность обращения граждан, а также принятого решения по данному делу, за исключением случаев добровольного разрешения клиента на использование материалов дела в учебных целях (без обозначения данных клиента);
9. не оставлять без внимания нарушения закона, нетактичное и невежливое отношение суда и иных участников процесса по отношению к клиенту, к сотруднику Юридической клиники или к клинике в целом, реагировать на действия в форме, предполагаемых действующим законодательством;
10. регулярно информировать клиента о ходе его дела;
11. при возникновении недоразумений или конфликтных ситуаций и клиентом обратиться к руководителю клиники с обоснованным отказом от ведения дела;
12. не оказывать правовой помощи при наличии причин для отказа;
13. в случае если консультант по уважительным причинам не имеет возможности провести в назначенный день консультацию, заранее известить об этом куратора и перенести встречу с клиентом либо передать материалы по делу другому студенту, назначенному куратором;
14. не настаивать на принятии клиентом определенного решения, оставляя за ним право выбора более приемлемого варианта.

Статья 5. Сотрудники Юридической клиники не имеют права:
1. давать такие консультации и советы, которые способствуют совершению клиентом или иными лицами правонарушений;
2. каким-либо способом вводить клиента в заблуждение: по поводу реального положения дел, сложности дела, времени, необходимого на ведение дела, всех возможных вариантов решения проблемы и потенциальных затрат, а также других обстоятельств, незнание которых негативно может отразиться на деле клиента;
3. оказывать правовую помощь одновременно двух и более клиентам, интересы которых противоположны по одному и тому же делу, либо с большой долей вероятности могут стать такими или ранее была оказана помощь по данному вопросу противной стороне;
4. интервьюировать клиента в том случае, если у консультанта не будет достаточно времени, необходимого на доскональное изучение обстоятельств, на грамотное, квалифицированное ведение дела;
5. давать клиенту обещания и гарантии относительно разрешения проблемы, прямо или косвенно способствовать возникновению необоснованных надежд у клиента, а также представления, что консультант может влиять на исход дела иными способами, за исключением выполнения своих обязанностей.

Раздел 3.
Взаимоотношения между сотрудниками Юридической клиники


Статья 6. Взаимоотношения между сотрудниками Юридической клиники основываются на взаимном уважении, доверии, сотрудничестве и взаимопомощи.

Статья 7. Сотрудник Юридической клиники (студент) не вправе давать клиенту консультацию, писать юридические документы, представлять его без предварительного согласования с руководством клиники.

Статья 8. Сотрудник Юридической клиники не имеет права обсуждать с другими обстоятельства, касающиеся личной жизни клиента, их материального положения, происхождения, национальной принадлежности и других обстоятельств, которые не имеют отношения к существу дела.

Статья 9. Сотрудник Юридической клиники (студент) не вправе критиковать уровень знаний и квалификации другого сотрудника клиники.

Раздел 4.
Действие Этического кодекса Юридической клиники


Статья 10. Каждый сотрудник Юридической клиники обязан ознакомиться с настоящим Кодексом.

Статья 11. Сотрудники клиники в случае неоднократного, грубого нарушения положений настоящего Кодекса по решению руководства Юридической клиники подлежат отчислению.

Тэлефоны:

209-55-82 (дэканат)

209-52-30 (прыёмная, факс)

 

Адрас:

220030,  г. Мінск, Ленінградская 8

E-mail:

dekanatlaw@bsu.by

law@bsu.by