Экологическая информация

Основные права личности в области охраны окружающей среды на международном уровне закреплены в Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция). Конвенция принята под эгидой Экономического и социального совета Организации Объединенных Наций на IV Конференции Комитета экологической политики Европейской экономической комиссии 23–25 июня 1998 г. в г. Орхус (Дания). Вступила в силу 30 октября 2001 г. В Республике Беларусь Орхусская конвенция утверждена Указом Президента от 14 декабря 1999 г. № 726.

Орхусская конвенция представляет собой новый вид международного соглашения, так как регулирует взаимоотношения общества и государства по поводу состояния окружающей среды. В силу этого Конвенция предоставляет гражданам публичные экологические права и налагает на государства, ее подписавшие, обязательства по их обеспечению, обусловливая этим соблюдение прав человека. В этом случае принято говорить о триаде прав, включающей доступ к информации, участие общественности в процессе принятия экологически значимых решений, доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Орхусская конвенция увязывает охрану окружающей среды с нормами в области прав человека.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Орхусской конвенции «экологическая информация» означает любую информацию в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме о:
а) состоянии элементов окружающей среды, таких, как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически измененные организмы, и взаимодействие между этими элементами;
b) факторах, таких, как вещества, энергия, шум и излучение, а также деятельность или меры, включая административные меры, соглашения в области окружающей среды, политику, законодательство, планы и программы, оказывающие или способные оказать воздействие на элементы окружающей среды, охватываемые в подпункте а) выше, и анализ затрат и результатов и другой экономический анализ и допущения, использованные при принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды;
c) состоянии здоровья и безопасности людей, условиях жизни людей, состоянии объектов культуры и зданий и сооружений в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать состояние элементов окружающей среды или, через посредство этих элементов, факторы, деятельность или меры, упомянутые в подпункте b) выше.

1 июля 2008 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 21 декабря 2007 г. № 298-З «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» по вопросам экологической информации и возмещения экологического вреда». В части правового обеспечения доступа к экологической информации его нормы базируются на положениях Орхусской конвенции. Данным законом определено понятие «экологическая информация» как документированная информация, содержащая сведения о состоянии окружающей среды, воздействиях на нее и мерах по ее охране, а также о воздействиях окружающей среды на человека.

В соответствии со статьей 74 Закона в состав экологической информации включаются сведения:
о состоянии окружающей среды, в том числе атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, земель (включая почвы), растительного и животного мира в его биологическом разнообразии, природных ландшафтов, иных природных объектов, и о взаимодействии между этими объектами, а также о генно-инженерных организмах и микроорганизмах;
о воздействии на окружающую среду веществ, а также энергии, шума, излучения и иных физических факторов;
о решениях государственных органов, о хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с вредным воздействием на окружающую среду или ее охраной, а также обоснования необходимости их выполнения, включая финансово-экономические обоснования;
об актах законодательства Республики Беларусь, о территориальных комплексных схемах, программах и мероприятиях по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, концепциях, стратегиях, схемах, программах и мероприятиях, реализация которых оказывает или может оказывать воздействие на окружающую среду, а также обоснования необходимости их принятия, включая финансово-экономические обоснования;
о состоянии здоровья и безопасности граждан, об условиях их жизни, о состоянии объектов культуры, зданий и сооружений в той степени, в которой на них воздействуют или могут воздействовать окружающая среда или через окружающую среду факторы, деятельность и меры, указанные выше.

Экологическая информация предоставляется и распространяется государственными органами, другими государственными организациями, иными юридическими лицами, их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность, в результате которой формируется экологическая информация. Этих лиц Закон называет обладателями экологической информации.

Экологическая информация подразделяется на экологическую информацию общего назначения и специализированную экологическую информацию.

Экологическая информация общего назначения - экологическая информация, предназначенная для общего пользования в силу исполнения обладателями экологической информации обязанностей, возложенных на них законодательством Республики Беларусь, и распространяемая либо безвозмездно предоставляемая в соответствии с настоящим Законом.

Специализированная экологическая информация – экологическая информация, для предоставления которой требуется предварительная подготовка, включая сбор, обработку и анализ данной информации, в связи с тем, что ее подготовка не предусмотрена законодательством Республики Беларусь, и она не содержится в государственном фонде данных о состоянии окружающей среды и воздействиях на нее.

Экологическая информация предоставляется и распространяется в устной, письменной, электронной, аудиовизуальной или иной форме.

Закон определяет виды деятельности, в результате осуществления которых формируется экологическая информация. К таким видам деятельности отнесены:
проведение мониторинга окружающей среды;
проведение измерений в области охраны окружающей среды;
ведение государственного учета в области охраны окружающей среды;
ведение учета используемых природных ресурсов и воздействий на окружающую среду;
выдача специальных разрешений (лицензий), иных разрешений и документов, на основании которых осуществляется природопользование, внесения изменений и (или) дополнений в эти разрешения и иные документы, приостановления, возобновления, продления срока действия, прекращения их действия;
проведение оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности;
проведение экологической экспертизы;
осуществление контроля в области охраны окружающей среды;
проведение экологического аудита;
проведение экологической сертификации;
осуществление нормирования в области охраны окружающей среды;
разработка и реализация территориальных комплексных схем, программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Экологическая информация может формироваться также в результате осуществления иных видов деятельности. В этом случае согласно ч. 3 статьи 74 Закона «Об охране окружающей среды» она предоставляется и распространяется в соответствии с законодательством, регулирующим такие виды деятельности (например, о финансово-кредитной системе, государственной статистике, здравоохранении, безопасности генно-инженерной деятельности, гидрометеорологической деятельности, государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, об историко-культурном наследии, информации и информатизации и др.)

Экологическая информация включается в Государственный фонд данных о состоянии окружающей среды и воздействиях на нее. Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 24 мая 2008 года №734 утверждено Положение о порядке формирования и ведения государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и воздействиях на нее. Указанным нормативным правовым актом определены состав экологической информации общего назначения, подлежащей обязательному распространению, обладатели такой информации, обязанные ее распространять, а также периодичность распространения такой информации. Например, обладателем информации о превышении нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду является Республиканское научно-исследовательское унитарное предприятие «БелНИЦ «Экология» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Такая информация размещается 1 раз в квартал на информационном сайте Главного информационно-аналитического центра Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь http://ecoinfoby.net/

Доступ к экологической информации определен в ст. 74-1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».