24 февраля 2010 г. Отчет о заседании научного кружка по гражданскому праву, части 1
В заседании научного кружка приняли участие 15 человек.
Тематика заседания: «Объединения юридических лиц»
На заседании были заслушаны и обсуждены доклады студента 5 курса Артемьева Николоая Геннадьевича и студентки 4 курса Ивашко Елены Викторовны.
Николай Артемьев представил доклад на тему «Правовой статус холдинга: сравнительно-правовой анализ» .
В мировой практике под холдингом или холдинговой компанией традиционно понимают особый тип компании, которая создается для владения контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и управления их деятельностью. \
В белорусском законодательстве легальное понятие «холдинг» впервые было закреплено в постановлении Совета Министров от 20.04.1993 г. № 250 «О холдингах, создаваемых в процессе приватизации», которое на сегодняшний день уже утратило силу.
28 декабря 2009 года был принят Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь», что стало началом нового этапа в вопросах регулирования холдинговых структур в Республике Беларусь.
Согласно Указу под холдингом понимается объединение коммерческих организаций, в котором одна из коммерческих организаций (управляющая компания) или физическое лицо оказывает влияние на решения, принимаемые другими коммерческими организациями – участниками холдинга (дочерними компаниями холдинга), на основании владения 25 процентами и более простых акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдинга либо обладает статусом собственника унитарного предприятия. Участниками холдинга могут быть только хозяйственные общества или унитарные предприятия.
Холдинг создается по решению управляющей компании или собственника. При этом холдинг считается созданным с момента его государственной регистрации в Министерстве экономики Республики Беларусь, которое ведет Государственный реестр холдингов.
На основе проведенного анализа выделены следующие сущностные признаки холдинга:
• холдинг состоит из формально самостоятельных юридических лиц, волю которых формирует и решения которых определяет управляющая компания или собственник;
• это корпоративное объединение, обладающее признаками организационного единства, как правило, выступающее на рынке консолидированно;
• по способу организации холдинг является объединением вертикального типа, основанным на экономической субординации и контроле одного участника над другими;
• холдинг осуществляет согласованную финансовую, инвестиционную, производственную политику в сфере интересов своих участников;
• как коммерческое объединение может выступать субъектом отдельных правоотношений (налоговых, антимонопольных).
Елена Ивашко представила доклад на тему «К вопросу о структуре и компетенции органов управления финансово-промышленной группы» в продолжение общей тематики заседания.
В юридической литературе вопрос о финансово-промышленных группах (далее - ФПГ) изучается в течение последних двадцати лет. Однако законодательная база, регулирующая создание и деятельность ФПГ, весьма фрагментарна: Закон Республики Беларусь «О финансово-промышленных группах» от 4 июня 1999 г. № 265-З, Указ Президента Республики Беларусь «О создании и деятельности в республике хозяйственных групп» от 27 ноября 1995 г. № 482, постановление Совета Министров Республики Беларусь «О государственной регистрации хозяйственных групп» от 27.10.1999 г. № 1665.
Одна из проблем, не урегулированная законодательно, - это разграничение компетенции органов управления ФПГ и органов управления её участников.
В соответствии с действующим законодательством высшим органом управления ФПГ является совет управляющих, чьи решения выражают общую волю ФПГ. Для координации хозяйственной деятельности и ведения дел учреждается центральная компания либо полномочия передаются головному предприятию. Центральная компания – специально созданное юридическое лицо. Головное предприятие – юридическое лицо-участник ФПГ. Таким образом, совет управляющих является источником волеизъявления, высшим органом управления, а центральная компания (головное предприятие) - исполнительным органом. На основе проведенного анализа сделан вывод о том, что существуют два способа формирования органов управления ФПГ.
В соответствии с первым способом центральная компания может создаваться только в форме акционерного общества. Следовательно, её деятельность регулируется законодательством о хозяйственных обществах, которое предусматривает создание общего собрания акционеров (высший орган управления), совета директоров и правления (дирекция, директор либо генеральный директор). Возникает вопрос о разграничении компетенции не только названных органов, но и компетенции совета управляющих и центральной компании как органа управления.
При втором способе формирования органов управления ФПГ путём предоставления координационных полномочий одному из участников ФПГ организационно-правовая форма головной организации значения не имеет. При этом было отмечено, что не каждое юридическое лицо имеет коллегиальный орган управления. Соответственно, представляется необходимым создание органа, который представляет всех участников ФПГ. При таком способе формирования встаёт вопрос о разграничении компетенции органов юридического лица как субъекта хозяйствования и как участника ФПГ.
Докладчиком была предложена и обоснована целесообразность создания вспомогательных органов управления в рамках договора о создании ФПГ с целью максимального разграничения компетенции органов головного предприятия (юридического лица-участника) по регулированию деятельности ФПГ и юридического лица как самостоятельного субъекта хозяйствования.
Обсуждение проблематики, связанной с созданием и деятельностью объединений, не являющихся юридическими лицами, породило предложение о продолжении исследований в данной области, с последующим вынесением результатов таких исследований на обсуждение на заседании научного кружка.
Староста научного кружка А.А. Глушко