9 апреля 2010 г. Отчет о заседании научного кружка по гражданскому праву, части 1

9 апреля 2010 года состоялось очередное заседание научного кружка по гражданскому праву, части 1.

В заседании научного кружка приняли участие 17 человек.

Тематика заседания: «Недействительные сделки и незаключенные договоры в гражданском праве»

На заседании были заслушаны доклады:Шапоровой Юлии Владимировны – студентки 5 курса, Аношко Екатерины Васильевны - студентки 4 курса и Марчук Кристины Васильевны – студентки 3 курса.


Отправной точкой выступления Шапоровой Юлии, которая провела аналитическое исследование с использованием метода сравнительного анализа на тему «Презумпция ничтожности сделок в гражданском праве Республики Беларусь», явилось основанное на действующем законодательстве Республики Беларусь утверждение о презумпции ничтожности недействительных сделок. С точки зрения автора, такой законодательный подход не способствует обеспечению стабильности гражданского оборота и не отвечает интересам субъектов гражданского права. В результате реализации указанного правила, по мнению автора, под угрозу могут быть поставлены общие принципы гражданского законодательства, в частности, принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела (ст. 2 ГК). Кроме того, отмечено, что с учетом наличия противоречий в действующем законодательстве сфера применения ничтожных сделок потенциально расширяется (в том числе необоснованно). Докладчик предложил изменить существующую презумпцию и закрепить в ГК презумпцию оспоримости сделок. При этом обосновано, что введение презумпции оспоримости должно основываться не на законодательном закреплении абстрактного перечня недействительных сделок, а на общих чертах, свойственных оспоримым сделкам (предложены авторские критерии разграничения ничтожных и оспоримых сделок). Кроме того, презумпция оспоримости сделки, как считает докладчик, предполагает необходимость установления круга лиц, обладающих правом предъявлять требование о признании сделки недействительной.


Марчук Кристина в развитие темы недействительности сделок представила свой доклад на тему «Ничтожные и оспоримые сделки: критерии разграничения и их значение».
На основе анализа доктринальных источников и действующего законодательства докладчик выделила и проанализировала формальные и материальные (сущностные) критерии разграничения сделок на ничтожные и оспоримые и продемонстрировала практическую значимость выделенных критериев классификации.

К формальным критериям были отнесены следующие:
• оспоримая сделка признается недействительной судом, ничтожная сделка недействительна в момент ее совершения независимо от признания ее таковой судом. Однако в законодательстве нет четкого ответа на вопрос о том, какие субъекты вправе устанавливать факт ничтожности сделки. Вероятно, законодатель исходил из того, что пороки ничтожной сделки будут очевидны любому и не нуждаются в доказывании;
• требования об установлении факта ничтожности сделки и о применении последствий ее недействительности могут быть предъявлены любым заинтересованным лицом, требования о признании оспоримой сделки недействительной могут быть предъявлены лицами, указанными в ГК либо в ином законодательном акте, устанавливающем оспоримость сделки;
• сроки исковой давности (иск об установлении факта ничтожности сделки и о применении последствий ее недействительности может быть предъявлен в течение десяти лет со дня, когда началось ее исполнение, иск о признании оспоримой сделки недействительной и (или) о применении последствий ее недействительности может быть предъявлен в течение трех лет со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 180), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной);
• условия доказывания недействительности сделки. В отношении оспоримых сделок установлены дополнительные условия доказывания. Однако и для установления факта ничтожности сделки необходимо наличие определенных доказательств, так как суд, что было обосновано в докладе, не вправе безосновательно принять такое решение.

Сущностными критериями в литературе признаются следующие:
• в зависимости от субъекта, интерес которого нарушен. Если речь идет об интересах государства или общества, то имеет место ничтожная сделка, если же нарушены интересы отдельного субъекта, индивидуума (частный интерес), то сделка оспорима.
• в зависимости от степени серьезности пороков в составе сделки: пороки, связанные с отсутствием существенных элементов, влекут ничтожность сделки; пороки, связанные с отдельными недостатками элементов сделки, - оспоримость,
• степень серьезности правонарушения, причиненного совершением недействительной сделки как противоправного деяния. Особо опасные нарушения"караются" ничтожностью сделки, а менее опасные - оспоримостью.

На основе проведенного исследования был сделан вывод о том, что в основу деления недействительных сделок на оспоримые и ничтожные могут закладываться как материальные, так и формальные критерии. Однако провести разграничение между оспоримыми и ничтожными сделками на основе какого-либо одного критерия, как правило, является проблематичным. Наиболее рациональным решением является сочетание формальных и материальных критериев.


В следующем докладе «К вопросу о несоблюдении существенных условий как основании признания договора незаключенным» Екатерина Аношко предложила критический комплексный анализ действующего законодательства на предмет отнесения тех или иных условий договоров к категории существенных. Проанализировав используемые в ст. 402 ГК термины «существенные», «необходимые» и «обязательные», докладчик ставила конкретные практические вопросы и предлагала свое видение используемых законодательных категорий.

Предложенные доклады вызвали острые дискуссии у слушателей, в результате которых выявлены «слабые» и «сильные» аргументы докладчиков при обосновании ими своих позиций и предложений по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения. Основываясь на актуальности заявленной проблематики, практической значимости внесенных авторами предложений К.Марчук, Ю.Шапорова, Е.Аношко были рекомендованы для участия в научных конференциях.


Староста научного кружка А.А. Глушко