23 апреля 2011 г. Отчет о заседании кружка финансового права.
В докладе студентки 4 курса Алины Баяновой "Противодействие уклонению от налогообложения дивидендов" проанализирован один из наиболее распро-страненных способов уклонения от уплаты налога на доходы от дивидендов, получивший название «трити шоппинг» (англ. − «treaty shopping») и положения налогового законодательства зарубежных стран, установившие эффективные меры борьбы с этим явлением.
При «treaty shopping» имеет место получение налоговых преимуществ и льгот, предусмотренных двусторонним налоговым договором, заключенным между двумя государ-ствами, налоговым резидентом третьего государства. Налоговое законодательство США позволяет считать иностранную корпорацию компанией-посредником и не принимать во внимание ее существование для целей налогообложения при соблюдении ряда ус-ловий, закрепленных налоговым кодексом.
Докладчицей были охарактеризованы меры противодействия тритии шоппингу, содержащиеся в двусторонних налоговых соглашениях, заключенных на основе Модельной конвенции США 1996 года. Статья «Ограничение льгот» разграничивает две категории налоговых резидентов государства, заключившего двусторонний налоговый договор с США, и устанавливает, что пользоваться налоговыми преимуществами могут лишь уполномоченные резиденты договаривающихся стран, которые имеют существенные и истинные связи с договаривающимся государством. Остальные «формальные» резиденты исключены из сферы действия соглашения.
Российская Федерация также принимает меры по включению статьи «Ограничение льгот» в двусторонние налоговые соглашения, заключаемые этим государством. Поста-новлением Правительства РФ от 24.02.2010 г. № 84 было одобрено Типовое Соглашение между Российской Федерацией и иностранными государствами об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имуще-ство, содержащее статью «Ограничение льгот». В научном сообщении было обосновано предложение о включении аналогичных норм в законодательство Республики Беларусь в целях предотвращения трити шоппинга, развития договорных отношений государств в налоговой сфере и увеличения налоговых доходов бюджета.
На заседании кружка был заслушан доклад магистрантки Зинаиды Вашковец на тему "Механизм государственного регулирования инновационной деятельно-сти".
В докладе отмечено, что одним из ключевых направлений подъема белорусской эко-номики и достижения высоких темпов развития республики является прямое участие го-сударства в инновационной сфере, а также формирование благоприятных условий для развития инновационной деятельности.
В современных условиях государство осуществляет регулирование инновационной деятельности прямыми и косвенными методами. В докладе на основании статистических данных проведен анализ о взаимодействии данных методов, отмечены источники негосударственной системы финансирования инновационных проектов.
В заключении сделан вывод о том, что одним из самых серьезных факторов, способ-ствующих переводу экономики на инновационный путь развития, является налоговая политика государства.
Студентка 4 курса Виктория Чернобай выступила с докладом "Новеллы законодательства, регулирующего уплату налога на игорный бизнес".
Она отметила, что в современной Беларуси игорный бизнес стремительно развива-ется, что стало особенно ощутимо после ограничения его в Российской Федерации и за-прета в Украине. Прямые поступления в бюджет Республики Беларусь от объектов нало-гообложения налогом на игорный бизнес являются довольно крупными и при этом растут из года в год, активно развивается законодательство. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 января 2011 г. № 31 утверждена Концепция развития игорного бизнеса, что свидетельствует о значимости данного сегмента рынка в нашей стране на современном этапе.
В выступлении было проанализировано Положение об осуществлении деятельно-сти в сфере игорного бизнеса, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 10.01.2005 № 9, которое с 2011 года действует в новой редакции. Отмечены изменения определений практически всех понятий, использующихся в положении, некоторые из ко-торых имеют существенный характер: игровой автомат, игровой стол, касса букме-керской конторы. Впервые появились законодательные определения терминов букмекерская контора, игровое поле.
В докладе были изложены новеллы налогового законодательства. Серьезные изменения коснулись плательщиков налога на игорный бизнес; с 1 января 2011 года этой деятельностью смогут заниматься только юридические лица Республики Беларусь. Объекты обложения налогом остались неизменными, однако поменялись некоторые принципы исчисления налога. Так, при наличии у игрового стола более одного игро-вого поля, ставки налога на игорный бизнес увеличиваются кратно размеру игровых по-лей, тогда как ранее взимание налога не зависело от данного фактора. Полностью изменились ставки налога на игорный бизнес. Теперь они не зависят ни от места расположения игорного заведения, ни от количества объектов налогообложения в одном игорном заведении. Кроме того, ставки установлены в белорусских рублях и существенно увеличены.
Студентка 4 курса Александра Кветковская представила доклад на тему "Сбор за осуществление деятельности в сфере агроэкотуризма".
В докладе отмечено, что в настоящее время в Республике Беларусь формируется свой национальный туристический продукт - отдых в деревне. Агроэкотуризм - это один из самых динамично развивающихся сегментов туристического рынка страны и прекрас-ная возможность для жителей крупных городов и мегаполисов мира получить полноцен-ный отдых в экологически чистых уголках Беларуси. Благодаря богатейшим природным и водным ресурсам, экологически чистой местности и историко-культурному наследию республики белорусский агроэкотуризм привлекает большое количество иностранных туристов из разных стран мира.
Сегодня для того, чтобы с успехом конкурировать на международном рынке в сфере агроэкотуризма, необходимо решить проблему качества предоставляемых услуг, сохране-ния самобытных белорусских традиций, выработать определенные стандарты этой дея-тельности. Сельский туризм развивается в Беларуси уже более пяти лет. Постоянно идет процесс регистрации и открытия новых сельских усадеб. Создана нормативно-правовая база, льготные условия для занятия агроэкотуризмом.
Студенткой было акцентировано внимание на том, что элементы обложения в отно-шении сбора за осуществление деятельности в сфере агроэкотуризма закреплены не толь-ко главой 41 Налогового кодекса Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г., но и Указом Президента Республики Беларусь от 02.06.2006 № 372 "О мерах по развитию агроэкоту-ризма в Республике Беларусь" (далее - Указ № 372). В соответствии с Указом № 372 под агроэкотуризмом понимается временное пребывание граждан Республики Беларусь, ино-странных граждан и лиц без гражданства в сельской местности, малых городских поселе-ниях в целях получения услуг, определенных пунктом 5 Указа № 372, оказываемых субъ-ектом агроэкотуризма для отдыха, оздоровления, ознакомления с природным потенциа-лом республики, национальными культурными традициями без занятия трудовой, пред-принимательской, иной деятельностью, оплачиваемой или приносящей прибыль из источника в месте пребывания.
В докладе были проанализированы тенденции развития законодательства в сфере аг-роэкотуризма. Указом Президента Республики Беларусь от 26.11.2010 № 614 в указ № 372 внесены изменения и дополнения; они направлены на создание благоприятных условий для развития агроэкотуризма, улучшение условий жизни граждан в сельской местности, малых городских поселениях и совершенствование сельской инфраструктуры. Принятые нормативные способствуют трудоустройству физических лиц, проживающих в сельской местности, развитию семейного бизнеса, созданию национального туристического бренда, возрождению традиций.