Зимняя школа для студентов и кураторов юридических клиник «Академия прав человека - 2015»: участие и впечатления

«Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь»
Г. Гегель


В современном обществе высокой конкуренции остро стоит проблема трудоустройства студентов, молодых специалистов. Ведь, как правило, работодатель при приеме на работу, среди иных критериев, ставит во главу угла опыт соискателя на вакантную должность, а не его знания. И такая ситуация оправдана. Ведь зачастую работник, пусть и с небольшим багажом знаний, но имеющий достаточный опыт в работе, будет гораздо более эффективен, нежели работник, только окончивший учебное заведение, обремененный огромным количеством теоретических знаний, но не имеющий навыков по их применению. В таких условиях все более необходимыми и важными становятся различные мероприятия и тренинги, направленные на то, чтобы предоставить студентам и учащимся представление об их будущей профессии, обучить их применению имеющихся у них знаний, а также подготовить к возможным трудностям при работе.

Зимняя школа «Академия прав человека - 2015». Юрклиника БГЭУ. Увеличить.Одним из таких мероприятий стала организованная Американской Ассоциацией Юристов (ABA ROLI) в сотрудничестве с негосударственным образовательным учреждением дополнительного и дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский институт права имени Принца П. Г. Ольденбургского» и Автономной некоммерческой организацией «Центр развития юридических клиник» зимняя школа «Академия прав человека - 2015», которая проходила с 1 по 5 февраля 2015 года в г. Санкт-Петербурге.

География участников данной зимней школы, которыми были студенты и магистранты высших учебных заведений, имеющие опыт работы в юридических клиниках – бесплатных студенческих консультациях, была представлена различными городами от Калининграда до Новосибирска, от Минска до Бишкека, от Москвы до Архангельска. Однако, такой широкий круг представителей, как разных городов, так и разных национальностей никак не оттолкнул, а даже наоборот пробудил интерес друг к другу между участниками. На протяжении всего мероприятия чувствовалась атмосфера взаимного уважения и доброжелательности, никто не отказывал никому в общении, все стремились поделиться своим опытом и знаниями, даже несмотря на явный дух соперничества, появившийся в результате разделения участников на четыре команды, которое только подстегнуло всех к более усердному изучению материала тренингов.

За достижение такой атмосферы на мероприятии следует в первую очередь благодарить организаторов, представших тут в виде тренеров и их ассистентов. Невозможно было не внимать каждому их слову и отвлекаться на что-либо иное, когда перед тобой выступают лучшие юристы, адвокаты и правоведы, которые являются представителями и управляющими партнерами ведущих адвокатских бюро, коллегий адвокатов, директорами институтов права, доцентами их кафедр, представителями Американской Ассоциации Юристов. Также важнейшую роль сыграли их помощники и ассистенты: старшие преподаватели и кураторы ведущих юридических клиник России и Беларуси.

Работа в зимней школе была построена в невероятно интенсивном темпе. Каждый день с десяти утра и до десяти вечера был полностью посвящен изучению и применению материала тренингов. Организаторы стремились использовать каждый возможный час, каждую минуту для передачи своих знаний участникам зимней школы.
Зимняя школа «Академия прав человека - 2015». Юрклиника БГЭУ. Увеличить.Так, первые тренинги прошли уже через несколько часов после приезда в место проведения школы, а вся вводная официальная часть была ограничена словами: «Зимняя школа Академия прав человека - 2015 объявляется открытой! На этом официальная часть закончена, приступаем к работе». Однако, несмотря на такой высокий темп занятий, какой-либо усталости или потери интереса к обучению у участников не чувствовалось. Наоборот, чаще всего, после тренингов участники собирались для совместного решения командного задания, засиживаясь, как правило, до поздней ночи, что, тем не менее, не мешало на следующий день с энтузиазмом и новыми силами приступать к изучению нового материала.

Зимняя школа «Академия прав человека - 2015». Юрклиника БГЭУ. Увеличить.Заявленная организаторами тематика тренингов: развитие профессиональных качеств и навыков юриста, необходимых при общении с клиентом, анализе дела, подготовке к суду, участии в судебном процессе, - на деле оказалась намного шире и охватила также моральные и этические стороны работы юриста. Все эти темы в процессе обучения были отражены полностью на понятном, доступном языке на самом высочайшем уровне. В этом, прежде всего, заслуга тренеров, сумевших с необычайным мастерством раскрыть интересно, быстро, в форме диалога, и, самое главное, невероятно содержательно, тему каждого отдельного тренинга. Этому также способствовала доброжелательность и открытость тренеров и ассистентов, готовых едва ли не в любое время дня и ночи выслушать вопросы, возникающие у участников, поделиться своим опытом и знаниями, обсудить различные спорные моменты.

Работа в зимней школе подразумевала каждый день как новый этап рассмотрения одного конкретного дела. Так, каждый отдельный день вмещал в себя тренинг о том, как нужно вести себя, например, при интервьюировании клиента, или при его консультировании, как следует вырабатывать позицию по делу, проводить анализ фактов и доказательств, а также общаться со свидетелями на допросе и в судебном заседании. После получения теоритического материала все четыре команды участников расходились по своим «офисам», где им предстояло применить полученные знания на практике. Так, мне, как одному из участников зимней школы, выпала возможность стать членом одной из групп, к которым пришла клиентка со своей правовой проблемой и с которой, в каждый новый день обучения, мы соответственно проводили этапы интервьюирования, выработки позиции по делу, консультирования, и, в заключение, представляли ее в игровом суде. Оппонентами в игровом суде была одна из других групп, представлявшая сторону ответчика.

Зимняя школа «Академия прав человека - 2015». Юрклиника БГЭУ. Увеличить.Соответственно, в последний день проходило два параллельных процесса на которых были задействованы все группы и участники зимней школы. Судебный процесс, несмотря на свой игровой статус, проходил в строгом соответствии со всеми процессуальными нормами и правилами, знание которых, как оказалось, имело одно из решающих значений для победы в суде. Так, судья, роль которого исполнял один из тренеров, с максимально возможной строгостью и педантичностью: раз за разом отклонял необоснованные, заявленные не по форме и не к месту ходатайства и заявления сторон, требовал предоставления истцом, ответчиком, свидетелями необходимых документов удостоверяющих личность, о которых должны были заранее упомянуть их юристы, т.е. участники, а также выражал иные требования, которые в совокупности производили впечатление реального судьи и реального суда.

Зимняя школа «Академия прав человека - 2015». Юрклиника БГЭУ. Увеличить.Работа в группах, как правило, проходила в присутствии нескольких тренеров и ассистентов, которые не имели права прямо отвечать на наши вопросы или подсказывать нам, однако они могли направить наши размышления в нужную сторону. Такой подход, безусловно, способствовал не только развитию собственного мышления каждого из нас, но и нашим общим попыткам выработать общекомандную позицию по делу.

Зимняя школа «Академия прав человека - 2015». Юрклиника БГЭУ. Увеличить.Работа в команде заслуживает отдельного упоминания. Все команды были сформированы из разных людей, разных характеров, темпераментов и талантов, которые никогда не знали друг друга, и которым необходимо было за несколько дней стать дружным слаженным механизмом и коллективом, так как большинство заданий и занятий были именно общекомандные.

Сложно судить о том, насколько этого получилось добиться каждой из команд, однако стоит отметить, что в итоге большинство участников сблизилось именно с представителями своей команды, несмотря на то, что процесс работы над делом чаще всего проходил в жарких спорах.

Важно отметить, что в процессе обучения на тренингах были подняты такие важные общеюридические темы как: «Как должен думать и действовать юрист», «Профессия юрист: кем работать, чему служить?» и другие вопросы касающиеся этических и нравственных сторон работы юриста, которые были затронуты как в процессе открытых бесед, так и в процессе просмотра фильмов на данную тематику, а также в процессе их обсуждения, на которых каждый из организаторов проявил максимальную открытость к выражению своего мнения и выслушиванию мнений других. Безусловно, именно такие тренинги способствовали смене собственных взглядов каждого из участников на юриспруденцию и смене целей обучения в ней, а также, безусловно, подтолкнуло к саморазвитию и интересу к профессии в целом.

Зимняя школа «Академия прав человека - 2015». Юрклиника БГЭУ. Увеличить.В конце, на общем собрании, каждому из участников, ассистентов и тренеров, при получении диплома об успешном прохождении обучения была дана возможность сказать несколько слов о том, что ему дала зимняя школа «Академия прав человека-2015». В этот момент каждый из выступавших, в том числе и я, всеми возможными способами пытался выразить то невероятное воодушевление от ощущения переосмысления ценностей, взглядов на право, на профессию юриста, на то, как нужно применять знания на практике, а также ту бесконечную благодарность и уважение к организаторам зимней школы и всем, кто приложил руку к ее созданию, за эту удивительную возможность взглянуть на окружающий мир и на себя совсем по-другому.

Зимняя школа «Академия прав человека - 2015». Юрклиника БГЭУ. Увеличить.Атмосфера взаимного уважения, возникшая между всеми участниками с первых дней, сохранилась до самого конца зимней школы. Именно дух взаимного уважения, взаимного признания талантов, а не соперничества был основой взаимоотношений в зимней школе права, который лучше всего выражается во фразе, сказанной одной из участниц на прощание: «Встретимся в суде! Но только в хорошем, а не плохом смысле».

Организация подобных тренингов, вне всяких сомнений, способствует не только развитию отдельных навыков и качеств, но также заставляет пересматривать их участников свои взгляды на обучение, на профессию и на свои цели в жизни. И, безусловно, именно в повсеместном проведении и развитии подобных школ лежит ключ к разрушению стереотипа о том, что специалисты, только покинувшие стены учебного заведения, обладают только теоретическими знаниями и не умеют применять их на практике.

Текст и фото: Колевич Станислав Сергеевич, студент факультета права Белорусского государственного экономического университета, 3 курс, группа ДПВ-2; студент-консультант юридической клиники Белорусского государственного экономического университета.

Обработка – О.Н. Знак