Зимняя школа для студентов и кураторов юридических клиник «Академия прав человека - 2015»: участие и впечатления
Г. Гегель
В современном обществе высокой конкуренции остро стоит проблема трудоустройства студентов, молодых специалистов. Ведь, как правило, работодатель при приеме на работу, среди иных критериев, ставит во главу угла опыт соискателя на вакантную должность, а не его знания. И такая ситуация оправдана. Ведь зачастую работник, пусть и с небольшим багажом знаний, но имеющий достаточный опыт в работе, будет гораздо более эффективен, нежели работник, только окончивший учебное заведение, обремененный огромным количеством теоретических знаний, но не имеющий навыков по их применению. В таких условиях все более необходимыми и важными становятся различные мероприятия и тренинги, направленные на то, чтобы предоставить студентам и учащимся представление об их будущей профессии, обучить их применению имеющихся у них знаний, а также подготовить к возможным трудностям при работе.

География участников данной зимней школы, которыми были студенты и магистранты высших учебных заведений, имеющие опыт работы в юридических клиниках – бесплатных студенческих консультациях, была представлена различными городами от Калининграда до Новосибирска, от Минска до Бишкека, от Москвы до Архангельска. Однако, такой широкий круг представителей, как разных городов, так и разных национальностей никак не оттолкнул, а даже наоборот пробудил интерес друг к другу между участниками. На протяжении всего мероприятия чувствовалась атмосфера взаимного уважения и доброжелательности, никто не отказывал никому в общении, все стремились поделиться своим опытом и знаниями, даже несмотря на явный дух соперничества, появившийся в результате разделения участников на четыре команды, которое только подстегнуло всех к более усердному изучению материала тренингов.
За достижение такой атмосферы на мероприятии следует в первую очередь благодарить организаторов, представших тут в виде тренеров и их ассистентов. Невозможно было не внимать каждому их слову и отвлекаться на что-либо иное, когда перед тобой выступают лучшие юристы, адвокаты и правоведы, которые являются представителями и управляющими партнерами ведущих адвокатских бюро, коллегий адвокатов, директорами институтов права, доцентами их кафедр, представителями Американской Ассоциации Юристов. Также важнейшую роль сыграли их помощники и ассистенты: старшие преподаватели и кураторы ведущих юридических клиник России и Беларуси.
Работа в зимней школе была построена в невероятно интенсивном темпе. Каждый день с десяти утра и до десяти вечера был полностью посвящен изучению и применению материала тренингов. Организаторы стремились использовать каждый возможный час, каждую минуту для передачи своих знаний участникам зимней школы.


Работа в зимней школе подразумевала каждый день как новый этап рассмотрения одного конкретного дела. Так, каждый отдельный день вмещал в себя тренинг о том, как нужно вести себя, например, при интервьюировании клиента, или при его консультировании, как следует вырабатывать позицию по делу, проводить анализ фактов и доказательств, а также общаться со свидетелями на допросе и в судебном заседании. После получения теоритического материала все четыре команды участников расходились по своим «офисам», где им предстояло применить полученные знания на практике. Так, мне, как одному из участников зимней школы, выпала возможность стать членом одной из групп, к которым пришла клиентка со своей правовой проблемой и с которой, в каждый новый день обучения, мы соответственно проводили этапы интервьюирования, выработки позиции по делу, консультирования, и, в заключение, представляли ее в игровом суде. Оппонентами в игровом суде была одна из других групп, представлявшая сторону ответчика.



Сложно судить о том, насколько этого получилось добиться каждой из команд, однако стоит отметить, что в итоге большинство участников сблизилось именно с представителями своей команды, несмотря на то, что процесс работы над делом чаще всего проходил в жарких спорах.
Важно отметить, что в процессе обучения на тренингах были подняты такие важные общеюридические темы как: «Как должен думать и действовать юрист», «Профессия юрист: кем работать, чему служить?» и другие вопросы касающиеся этических и нравственных сторон работы юриста, которые были затронуты как в процессе открытых бесед, так и в процессе просмотра фильмов на данную тематику, а также в процессе их обсуждения, на которых каждый из организаторов проявил максимальную открытость к выражению своего мнения и выслушиванию мнений других. Безусловно, именно такие тренинги способствовали смене собственных взглядов каждого из участников на юриспруденцию и смене целей обучения в ней, а также, безусловно, подтолкнуло к саморазвитию и интересу к профессии в целом.


Организация подобных тренингов, вне всяких сомнений, способствует не только развитию отдельных навыков и качеств, но также заставляет пересматривать их участников свои взгляды на обучение, на профессию и на свои цели в жизни. И, безусловно, именно в повсеместном проведении и развитии подобных школ лежит ключ к разрушению стереотипа о том, что специалисты, только покинувшие стены учебного заведения, обладают только теоретическими знаниями и не умеют применять их на практике.
Текст и фото: Колевич Станислав Сергеевич, студент факультета права Белорусского государственного экономического университета, 3 курс, группа ДПВ-2; студент-консультант юридической клиники Белорусского государственного экономического университета.
Обработка – О.Н. Знак