2 апреля 2015 года – Отчет о заседании научного кружка по гражданскому праву, части первой

Уважаемые студенты, магистранты, аспиранты юридического факультета и все те, кто просто интересуется гражданским правом!

2 апреля 2015 года состоялось заседание научного кружка по гражданскому праву на тему «Образование юридических лиц».

На заседании с докладами выступили:
Салей Елена Анатольевна, доцент кафедры гражданского права, кандидат юридических наук, доцент, руководитель научного кружка по гражданскому праву, части первой
Супранович Татьяна, студентка 4 курса, 6 группы, постоянный член научного кружка


>Салей Елена Анатольевна. Увеличить.Салей Елена Анатольевна выступила с докладом на тему: «Государственная регистрация юридических лиц: гражданско-правовой аспект» (презентация – файл pdf, 553Кб).

В докладе были рассмотрены вопросы о правовой природе государственной регистрации юридических лиц, проанализирован акт государственной регистрации как элемент сложного юридического состава, поставлен вопрос о соотношении неосуществления и отказа в государственной регистрации, проблематика оснований и правовых последствий признания государственной регистрации юридических лиц недействительной.

В 2011 году по данным авторитетного международного издания DoingBusiness Республика Беларусь заняла 7 место среди вошедших в рейтинговую оценку 183 государств и 1 место среди стран-членов Содружества Независимых государств по стартовой привлекательности условий открытия бизнеса. За предшествующие четыре года Беларусь поднялась более чем на 140 позиций в анализируемом рейтинге, что в значительной степени было обусловлено вступлением в действие Декрета Президента Республики Беларусь 2009 г., унифицировавшего законодательство о государственной регистрации субъектов хозяйствования. По данным DoingBusiness 2015 мы располагаемся на 43 месте.

За этот период:
1) в рамках выполнения Директивы Президента Республики Беларусь № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» реализовано введение в Республике Беларусь электронной государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (создан веб-портал Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь);

2) в результате принятия новой редакции Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования
• отменен минимальный размер уставного фонда;
• а также обязательность его формирования к моменту государственной регистрации ЮЛ (допускается формирования уставного фонда и после государственной регистрации в течение 12 месяцев);
• решена проблема оформления легализованной выписки из торгового регистра страны учреждения для иностранного участия;

3) в связи с отменой Инвестиционного кодекса Республики Беларусь и принятием новых Законов об инвестициях и о концессиях исключены дополнительные требования, предъявляемые при государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями (размер, сроки формирования уставного фонда, значительно более объемный перечень документов для государственной регистрации и т.д.).

И все это конечно же привлекательно с точки зрения стартовых условий открытия бизнеса и осуществления инвестиционной деятельности.

Вместе с тем существует целый комплекс проблем, как общего характера, связанных с обеспечением стабильности и единства правового регулирования государственной регистрации юридических лиц, так и частного гражданско-правового характера, прежде всего обеспечением осуществления и защиты прав участников регистрационных отношений и иных лиц с ним взаимосвязанных.

Из всех государств - членов Евразийского экономического союза только в Республике Беларусь нет единого закона, посвященного государственной регистрации юридических лиц, принятие которого было рекомендовано, в частности, в рамках работы Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС еще в 2013 году.
Законодательство о государственной регистрации представлено многочисленными нормативными правовыми актами разных уровней (законами, актами Президента, постановлениями СМ, Национального банка и др.).

В отрыве от системообразующего критерия классификации юридических лиц на коммерческие и некоммерческие, закрепленного в ГК, мы можем говорить об унификации законодательства о государственной регистрации субъектов хозяйствования на уровне Декрета Президента Республики Беларусь, имеющим в системе гражданского законодательства более высокую юридическую силу, чем ГК.
Эта унификация не распространяется на банки (Банковский кодекс), страховые организации (указ Президента). Вопросы государственной регистрации иных некоммерческих организаций – не субъектов хозяйствования представлено многочисленными актами об отдельных организационно-правовых формах таких юридических лиц.

Докладчик высказала свое мнение о том, что с учетом таких факторов как разбросанность законодательства, наличие многочисленных сущностных специфических особенностей в каждом из источников регулирования государственной регистрации, несовершенный категориальный аппарат, допустимость и возможность неоднозначного толкования, влекущего значительное увеличение влияния субъективного фактора не позволяют решить эту проблему на данном этапе посредством принятия единого закона о государственной регистрации, если, конечно, мы не хотим превратить его в отсылочный акт, не имеющей содержательной составляющей.

Поставленную задачу изначально следует решать через ГК, который сегодня не выполняет своего функционального назначения, что достаточно ярко проявляется в отношении вопросов правового регулирования государственной регистрации ЮЛ.

Например, исключение из ГК оснований признания государственной регистрации недействительной привело к тому, что недействительность как основание ликвидации юридического лица приобрело лишь характер потенциально возможного, реализуемого только при установлении оснований признания государственной регистрации недействительной в специальном законодательстве.
А такое основание закреплено лишь в общем акте о государственной регистрации субъектов хозяйствования (кстати, под которое не подпадают банки, страховые организации) и к адвокатским бюро как одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Для иных юридических лиц закрепленный в ГК институт недействительности государственной регистрации утрачивает свое практическое значение.

Отсутствие интереса к некоммерческим организациям имеет объективные основания: признание государственной регистрации недействительной влечет взыскание всех доходов, полученных от деятельности таких субъектов в местные бюджеты.
Изменения в 2014 году в ГК поставили под сомнение оценку государственной регистрации в качестве конститутивного элемента сложного юридического состава, с которым связывается возникновение гражданской правосубъектности юридического лица.

Таким образом, можно сформулировать следующие выводы:
1. ГК должен выполнять роль основополагающего законодательного акта в сфере гражданско-правового регулирования.

2. Рекомендацию ЕврАзЭС о разработке единого закона о государственной регистрации следует рассматривать как проспективное направление совершенствования законодательства о государственной регистрации.

3. В основе государственной регистрации коммерческих организаций следует сохранить ныне легализованный для субъектов хозяйствования заявительный принцип. Вместе с тем акцент несения ответственности за соблюдения порядка (процедуры) образования юридического лица и законности учредительных документов должен быть перенесен на учредителей, а не на само юридического лицо и его кредиторов.

4. В отношении некоммерческих юридических лиц первостепенной задачей следует признать обеспечение единства правового регулирования государственной регистрации посредством принятия единого законодательного акта о государственной регистрации некоммерческих организаций.


Кружок. Гражданское право часть 1 (14 марта 2014 г.). Увеличить.Супранович Татьяна выступила с докладом на тему «Создание адвокатского бюро по законодательству Республики Беларусь», который сопровождался презентацией.

Признание адвокатского бюро в качестве самостоятельной организационно-правовой формынекоммерческих организаций (Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2011 года «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь») привлекло внимание к этому новому субъекту гражданского права.
В докладе освещены основные вопросы, связанные с созданием адвокатских бюро, проблемы толкования действующего законодательства и практики его применения.

Отмечено, что по способу образования адвокатское бюро следует относить к юридическим лицам, создаваемым в разрешительном порядке. Государственная регистрация адвокатского бюро осуществляется на основании заявительного принципа Министерством юстиции Республики Беларусь.

Законодательно установлено, что партнерами адвокатского бюро могут быть два и более адвоката. Один и тот же адвокат не может быть партнером двух и более адвокатских бюро.
При этом специфика адвокатского бюро проявляется в особых требованиях к субъектному составу партнеров: учредителями (членами) могут быть исключительно физические лица, являющиеся адвокатами и имеющие стаж работы в качестве адвоката или лица, оказывающего юридические услуги на основании свидетельства об аттестации юриста, не менее трех лет.

Особое внимание докладчик уделила отдельным элементам предрегистрационного этапа образования адвокатского бюро, а именно, действиям, которые должны быть совершены до подачи документов для регистрации:
• принятие решения об учреждении адвокатского бюро;
• согласование данного решения с советом территориальной коллегии адвокатов;
• согласование наименования адвокатского бюро с Министерством юстиции Республики Беларусь;
• определение его предполагаемого местонахождения;
• утверждение устава адвокатского бюро.

Государственная регистрация – завершающий этап образования. Для осуществления государственной регистрации учредители должны предоставить регистрирующему органу необходимый перечень документов, который устанавливается Положением о государственной регистрации Республиканской и территориальных (Минской городской, областных) коллегий адвокатов, адвокатских бюро, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 14 июня 2012 года № 265 «О некоторых вопросах адвокатской деятельности».
При отсутствии оснований для отказа, государственная регистрация адвокатского бюро осуществляется в день подачи документов, предоставленных для государственной регистрации.

Доклад вызвал оживленные дискуссии относительно правовой природы адвокатских бюро как некоммерческой формы оказания юридической помощи, состава учредителей и требований, предъявляемым к таковым, оснований отказа в осуществлении государственной регистрации и допустимости их обжалования в судебном порядке, а также по ряду иных вопросов.

Материал предоставил Илья Петухов – староста научного кружка
Обработка – О.Н.Знак