Отчет о заседании научного кружка по гражданскому праву (часть вторая) в первом семестре 2017/2018 учебного года - 20 октября 2017 г.

20 октября 2017 года состоялось заседание научного кружка по гражданскому праву, части второй, посвященное арендным правоотношениям.

Работу кружка в первом семестре 2017/2018 учебного года открыла Гучок Дарья с докладом на тему «Правовое разграничение субаренды и перенайма»

Докладчиком отмечено, что субаренда и перенаем имеют схожие черты: и для субаренды (поднайма), и для перенайма необходимо получить согласие арендодателя. Более того, в обоих случаях замена одного арендатора вторым происходит не по инициативе арендодателя, а по инициативе другого арендатора.
 

Отличия и особенности субаренды и перенайма проявляются в следующих аспектах:

•          При субаренде совершаются две последовательные сделки: заключаются два договора аренды, второй из которых носит название «договор субаренды». При перенайме имеет место сингулярное (частичное) правопреемство, происходит перемена лиц в уже существующем обязательстве и фактическая передача арендуемого имущества от первоначального арендатора к новому;

•          В договоре субаренды арендодатель не является участником субарендных отношений, не связан с субарендатором договорными обязательствами. Соответственно, ответственность по договору аренды несёт арендатор, а не субарендатор. В результате перенайма ответственность несёт новый арендатор, поскольку первоначальный арендатор из обязательства выбывает;

•          Срок действия договора субаренды не может превышать срок договора аренды. А срок действия договора перенайма такой же, как и у первоначального договора аренды;

•          Субаренда регулируется нормами ГК об аренде (гл. 34), в соответствии со ст. 577 ГК является возмездной сделкой. Правовая регламентация перенайма ограничивается п. 2 ч. 2 ст. 586 ГК. Исходя из сущности данного договора, к нему применяются нормы главы 24 ГК «Перемена лиц в обязательстве». Перенаем может быть как возмездным, так и безвозмездным.

Докладчиком подчеркнута практическая значимость разграничения субаренды и перенайма. В частности, это проявляется в случаях, когда законодательством запрещается или ограничивается возможность заключения договора субаренды. В таких случаях возможен перенаем.

 

В рамках научного студенческого кружка выступила также Лобажевич Елена с докладом на тему «О некоторых проблемах договора проката».

Докладчиком отмечено, что термин «прокат» употреблялся еще в российском дореволюционном законодательстве, хотя использовался он лишь в качестве одного из названий договора имущественного найма. В советский период появилась особая разновидность договора имущественного найма – бытовой прокат, который был закреплен в подобном качестве в ГК БССР 1964 г. Согласно ст. 277 ГК БССР 1964 г. под договором бытового проката понимался договор найма предметов домашнего обихода, музыкальных инструментов, спортивного инвентаря, легковых автомобилей и другого имущества личного пользования, предоставляемого гражданину государственной, кооперативной или общественной организацией.
 

В настоящее время определение договора проката дано в статье 597 ГК. По договору проката арендодатель, осуществляющий сдачу имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, обязуется предоставить арендатору движимое имущество за плату во временное владение и пользование.
 

В докладе пронализированы характерные признаки договора проката, позволяющие выделить его в отдельный вид договора аренды:

1) в качестве арендодателя по договору проката могут выступать не любые коммерческие организации, а только те из них, которые осуществляют сдачу имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности;

2) договор проката относится к категории публичных договоров;

3) договор проката ни при каких условиях не может носить характер бессрочного обязательства;

4) к обязательствам, возникающим из договора проката, не подлежат применению правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на возобновление договора аренды;

5) договор проката может быть расторгнут по инициативе арендатора в любое время;

6) как общее правило, имущество, предоставленное по договору проката, должно использоваться для потребительских целей, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из существа обязательства.


Тем не менее, при определении места договора проката в системе гражданско-правовых договоров возникают трудности. Основной проблемой здесь является возможность сдачи в прокат имущества для осуществления предпринимательской деятельности. В докладе был подробно проанализирован данный вопрос.

Подводя итоги доклада, Лобажевич Елена сформулировала следующий вывод: договор проката в системе гражданско-правовых договоров является договором арендного типа с участием потребителя, двусторонним, возмездным, консенсуальным. Соответственно, на договор проката распространяется законодательство о защите прав потребителей с присущими ему механизмами защиты прав потребителя.
 

Положения гражданского законодательства о возможности сдачи в прокат имущества для реализации целей, не связанных с удовлетворением личных, семейных и бытовых нужд, являются спорными, поскольку в таком случае отождествляется гражданско-правовой статус хозяйствующего субъекта и гражданина-потребителя. Это вступает в противоречие с экономической сущностью регулируемых гражданским правом отношений с участием гражданина-потребителя, а также с экономическими функциями соответствующих субъектов.

 

Третий доклад на тему «Особенности договора лизинга в Республике Беларусь» был представлен Валяевой Дарьей.

Началом правового регулирования лизинга в Республике Беларусь можно считать 1994 год, когда Министерством финансов Республики Беларусь были изданы Методические указания о порядке учёта лизинговых операций. В настоящее время лизинг урегулирован множеством нормативных правовых актов.
 

Гражданский кодекс Республики Беларусь определяет договор лизинга следующим образом (статья 636 ГК): по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель), являющийся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца (поставщика) и предоставить арендатору (лизингополучателю) это имущество, составляющее предмет договора финансовой аренды, за плату во временное владение и пользование.
 

Далее докладчиком был подробно проанализирован договор лизинга жилого помещения.

Сторонами данного договора являются лизингодатель и лизингополучатель. Лизингодателем может быть лизинговая организация, которая осуществляет лизинговую деятельность с жилыми помещениями и соответствует требованиям законодательства. Лизинговые организации, имеющие намерение осуществлять лизинговую деятельность в отношении жилых помещений, направляют в Национальный банк письменное уведомление, подписанное руководителем лизинговой организации, с указанием сведений, подтверждающих выполнение требований, установленных в отношении лизинговых организаций, а также требований к руководителю лизинговой организации.
 

Лизинговая организация обязана до начала осуществления лизинговой деятельности с жилыми помещениями создать фонд для покрытия возможных и (или) имеющихся убытков по договорам лизинга жилого помещения, размер фонда должен составлять не менее 2 процентов не возмещенной в составе лизинговых платежей стоимости предмета лизинга по договорам лизинга жилого помещения.
 

Лизингополучатель – это гражданин Республики Беларусь либо иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, которым по договору лизинга жилого помещения предмет лизинга предоставляется во временное владение и пользование не для предпринимательских целей.
 

Существенным условием договора лизинга жилого помещения, помимо существенных условий, установленных законодательством, является указание на сторону договора лизинга жилого помещения, которая несет обязанности по:

  • заключению договоров на оказание жилищно-коммунальных услуг, приобретение электроэнергии, потребляемой на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования, в том числе лифтов;
  • внесению платы за жилищно-коммунальные услуги, электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования, в том числе лифтов, в порядке, установленном жилищным законодательством.
     

Права и обязанности сторон предусмотрены главой 2 Положения о лизинге одноквартирных жилых домов и квартир в Республике Беларусь (далее – Положение).

Лизингодатель обязан не позднее семи рабочих дней, следующих за днем заключения договора лизинга жилого помещения, дополнительного соглашения к нему, предусматривающего изменение сведений о членах семьи лизингополучателя, указанных в договоре лизинга жилого помещения, зарегистрировать такой договор, дополнительное соглашение к нему. Регистрацию осуществляют местные исполнительные и распорядительные в 2-дневный срок, а в случае запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций – в десятидневный срок с даты их представления лизингодателем по установленной форме.

Докладчиком отмечен ряд ограничений, связанных с договором лизинга жилого помещения. В частности, невозможность заключения договора сублизинга или заключения договора лизинга, предметом которого является земельный участок.

В докладе также рассмотрен ряд иных особенностей договора лизинга, среди которых особое внимание уделено вопросам исполнения и расторжения договора.

 

Благодарим докладчиков и всех участников научного кружка за проявленный интерес и активность в дискуссиях.

Ждем всех желающих на следующих заседаниях!

 

Отчет подготовлен старостой кружка, Харлановой Галиной, на основе материалов, предоставленных нашими докладчиками.

Фото – Г.С. Харланова.

Обработка – О.Н. Знак.