Законы не мешали бы каждому жить, как ему удобно,
если бы один не вредил другому (Демокрит)

Сотрудники юридического факультета БГУ приняли участие в Международной научно-практической конференции «Северная Европа, Псков и Ганзейский Союз в прошлом и настоящем» ( 21 – 23 мая 2019 г. в г. Псков, Российская Федерация)

12177 112177 2Заведующий кафедрой гражданского процесса и трудового права О.Н. Здрок и старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета Белорусского государственного университета Т.В. Наумович приняли участие в Международной научно-практической  конференции «Северная Европа, Псков и Ганзейский Союз в прошлом и настоящем», которая прошла 21 – 23 мая 2019 г. в г. Пскове (Российская Федерация).

12177 312177 1В рамках пленарного заседания на данном мероприятии выступили с докладами: заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Н.Бочарова, вице-губернатор Псковской области В.Емельянова, заместитель руководителя Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) П.Шевцов; директор Российского государственного архива древних актов В. Аракчеев; Президент партнерской сети университетов региона Балтийского моря Х.Кари (Финляндия).

 

12177 5Н.Бочарова ознакомила участников конференции с Проектом Министерства образования и науки Российской Федерации «Экспорт  образования», который  ставит перед российскими вузами задачу увеличить количество иностранных студентов. Данная задача является одной из ключевых составляющих принятых на государственном уровне Целей устойчивого развития (в частности, соотносится с целями №4 «Качество образования» и № 17 «Глобальное партнерство в целях развития».

Докладчик отметила, что образовательные системы, обладающие глобальной конкурентоспособностью, позволяют привлекать в национальные экономики наиболее талантливых людей и предотвращать отток передовых кадров за рубеж, что является главным фактором успеха любой страны в эпоху инновационной экономики. Был поднят ряд актуальных вопросов, связанных с привлечением в вузы иностранных студентов.
12177 6

 
Отмечено, что привлекательность национальной системы образования для иностранцев зависит от многих факторов, среди которых наиболее значимыми выступают качество образования, лояльная миграционная политика, наличие развитой социальной инфраструктуры, возможность последующего трудоустройства в стране пребывания или других странах в связи с высоким международным рейтингом дипломов об образовании.

 

В рамках программы конференции состоялась также панельная дискуссия «Международное сотрудничество и экспорт образовательных услуг».


12177 712177 8С сообщениями выступили ректор Ульяновского государственного университета Б. Костишко, проректор по международным отношениям Дальневосточного федерального университета В. Панова, первый проректор Кыргызского экономического университета Д. Турсуналиева, президент Ассоциации «Всемирная ассоциация выпускников» В. Четий,  проректор по международной деятельности Донского государственного технического университета С. Шведова.

 

Центральной темой выступлений стал проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», целью которого является увеличение доли несырьевого экспорта Российской Федерации за счет повышения привлекательности российского образования на международном рынке.

12177 9Участники дискуссии пришли к выводу, что для реализации указанного проекта требуется принятие целого комплекса разноплановых мер, среди которых:

  • предложение обучения в ведущих вузах страны;
  • расширение связей с университетами-партнерами в других странах, повышение мобильности преподавателей и студентов (в частности, возможность во время обучения выехать за границу и пройти отдельные образовательные модули в различных вузах), гармонизация учебных планов и учебных программ вузов;
  • развитие системы обучения русскому языку за рубежом и одновременное расширение пула англоязычных учебных курсов;
  • активизация программ online-обучения и продвижение иных гибких форм обучения;
  • ранняя профориентационная работа с выпускниками школ за рубежом;
  • правительственная поддержка образования, в том числе лояльная миграционная политика;
  • обеспечение партнерства вуза и бизнеса, в том числе предоставление студентам возможности во время обучения проходить практику в крупных предпринимательских и инвестиционных центрах с возможностью последующего трудоустройства на данных предприятиях;
  • повышение материальной обеспеченности вузов (наличие общежитий, библиотек, точек питания, спортивных сооружений и иных элементов инфраструктуры);
  • продуманная реклама образовательных продуктов на международном рынке.

12177 10Выступающие отмечали, что огромную роль в распространении информации о вузе играет «сарафанное радио», которое в свою очередь требует обеспечения качества образования и  комфортных бытовых условий для иностранных студентов, поддержки движения по созданию ассоциаций выпускников. Оправдала себя также практика краткосрочных (4-6 недель) пребывания иностранных абитуриентов или студентов в вузе (например, летние школы, слеты победителей предметных олимпиад).

Большое внимание в рамках панельной дискуссии было уделено коммуникативным маркетинговым стратегиям вуза с целью привлечения иностранных студентов. Современный вуз должен использовать различные каналы доведения информации о вузе до иностранного потребителя (в том числе, через собственный сайт, сайты посольств, социальные сети, производство информационных роликов, участие в выставках образовательных продуктов).


Обязательно наличие у вуза развитых информационных ресурсов (в том числе версий сайта вуза на иностранных языках). Реклама вуза должна основываться на результатах аналитических исследований макрорегионов с целью выявления, что будет привлекать студентов из Китая и стран Дальнего Востока, Европы, Латинской Америки, стран СНГи т.д. (так называемый геомаркетинг). Важное значение имеет брендинг территории, где находится вуз, повышение его культурной привлекательности.

 

Данная проблематика была продолжена и в открытой лекции заместителя директора Российского института высшей школы С. Малиновского на тему «Российский опыт интернационализации высшего образования».

Докладчик отметил, что на современном этапе происходит активный процесс интернационализации образования, что проявляется, в том, что вуз должен быть ориентирован на подготовку не только специалистов для собственного внутреннего рынка, но и принимать активное участие в экспорте образовательных услуг. Вуз, участвующий в программе расширения экспорта образовательных услуг, должен, прежде всего, определиться со стратегией привлечения иностранных студентов.

Глобальная задача состоит в том, чтобы привлечь в национальную экономику высококлассных специалистов, в связи с чем вуз должен быть ориентирован не только на увеличение количества иностранных абитуриентов, но и на их качественный отбор.


При этом экономика современных государств заинтересована в привлечении студентов не только со схожим менталитетом, но и с совершенно иными культурологическими традициями, что способствует взаимообогащению национальных культур, производству инноваций. Иными словами, приоритетом должна выступать культурная диверсификация образования (привлечение студентов не из своей культурной среды).

Как сообщил докладчик, в Российской Федерации наблюдается уверенный рост числа иностранных студентов (за последние 15 лет произошло утроение их количества). По данной позиции Россия входит в семерку стран-лидеров по экспорту образовательных услуг. Российская Федерация выступает монополистом по привлечению абитуриентов из стран СНГ, вместе с тем, произошла полная потеря Восточной Европы и Латинской Америки.

 

 12177 11Обсуждение  темы было продолжено на секции  «Образование – основа устойчивого экономического развития».

В рамках  выступлений представителей БГУ и дискуссии организаторы и участники Международной научной конференции были проинформированы о развитии белорусского законодательства в данной области, ознакомлены об инновациях белорусского законодательства по обсуждаемой теме.

 

12177 12Роли женщины в образовании был посвящен Круглый стол «Роль женщин в Ганзейском союзе Нового времени», который проходил в рамках конференции.

 

Участники познакомились с проектами «Национальная Стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 гг. Равные возможности», принятая  в РФ.

12177 13Участник круглого стола от юридического факультета – председатель Союза женщин юридического факультета БГУ Т.В. Наумович обсудила направления сотрудничества с представительницами научного мира Псковского государственного университета, а также взаимного сотрудничества с Псковским региональным отделением «Союза женщин России». 

С ее руководителем Никифоровой Н.А. намечены некоторые направления сотрудничества Союза женщин БГУ c Псковским региональным отделением «Союза женщин России».



Благодарим организаторов конференции за возможность в рамках культурной программы ознакомиться с достопримечательностями города Пскова. 

12177 1212177 1212177 12 

Подробнее о конференции
- в фоторепортаже на сайте http://www.pskov.ru/,
- в материале Дневник международной научно-практической конференции «Северная Европа, Псков и Ганзейский союз в прошлом и настоящем» на сайте https://pskgu.ru


Авторы текста - О.Н. Здрок, Т.В. Наумович

Фото Т.В. Наумович
Обработка - О.Н.Знак

 

Тэлефоны:

209-55-82 (дэканат)

209-52-30 (прыёмная, факс)

 

Адрас:

220030,  г. Мінск, Ленінградская 8

E-mail:

dekanatlaw@bsu.by

law@bsu.by