Юридическая клиника юридического факультета БГУ информирует

В целях правового просвещения сотрудников, студентов Белорусского государственного университета, обеспечения безопасности и правомерного поведения при реализации ими своих прав и свобод

Юридическая клиника юридического факультета БГУ информирует:

 

1. В статье 35 Конституции Республики Беларусь предусмотрено, что «свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь, гарантируется государством. Порядок проведения указанных мероприятий определяется законом».
Законом, регулирующим порядок организации и проведения массовых мероприятий, является Закон Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» от 30 декабря 1997 г. № 114-З (ред. от 17.07.2018 г.).
Для публичного выражения общественно-политических интересов (протеста, привлечения внимания к каким-либо проблемам, выражения гражданами отношения к действиям (бездействию) лиц и организаций, решения вопросов, затрагивающих интересы граждан) предусмотрены возможность проведения таких массовых мероприятий как митинг, уличное шествие, др. При этом если организаторами массовых мероприятий выступают граждане, то их количество не должно быть более 1000 человек (ч. 2 ст. 4 Закона «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь»).

2.Порядок организации массовых мероприятий строго регламентирован: так, для проведения массового мероприятия необходимо не позднее чем за 15 дней до планируемой даты подать в исполком заявление (ч. 4 ст. 5 Закона «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь»).

3. Во время массового мероприятия запрещено препятствовать движению транспорта и пешеходов; устанавливать палатки, иные временные сооружения; препятствовать сотрудникам ОВД выполнять служебные обязанности; пользоваться незарегистрированными флагами, вымпелами и пр. (ст. 11 Закона «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь»). Митинг или уличное шествие можно проводить только с 8 до 22 часов (ч. 6 ст. 9 Закона «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь»).

4. Запрещено привлекать к участию в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации и пикетировании граждан за материальное вознаграждение (ч. 4 ст. 10 Закона Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь»).

5. Если порядок организации, проведения массового мероприятия нарушен, то оно считается несанкционированным. За участие в несанкционированном митинге к участнику применяется предупреждение или административный штраф до 30 базовых величин или административный арест (ч. 1 ст. 23.34 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Организация несанкционированного массового мероприятия может повлечь за собой штраф от 20 до 40 базовых величин или административный арест (ч. 2 ст. 23.34 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
При наличии признаков, предусмотренных в законодательстве, содеянное в связи с участием, призывами к участию, организацией, подготовкой или финансированием несанкционированных массовых мероприятий может влечь уголовную ответственность (ст. 293, 342, 3693 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

6. От массовых мероприятий, предназначенных для выражения общественно-политических интересов, следует отличать забастовку. Забастовка предназначена исключительно для разрешения коллективного трудового спора (ст. 388 Трудового кодекса Республики Беларусь) по разногласиям, касающимся условий труда и быта работников; заключения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений.
Если при уведомлении о забастовке выдвигаются общественно-политические требования, то инициатива не может быть рассмотрена как забастовка, а регулируется нормами Закона Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь». Политические требования в ходе забастовки являются одним из оснований для признания ее незаконной.
Студенты не состоят в трудовых отношениях с БГУ. Отношения между студентами и университетом основываются на нормах Кодекса Республики Беларусь об образовании и гражданском законодательстве. В связи с этим забастовка с их стороны как форма выражения требований невозможна. Аналогичным образом, требования студентов к учреждению образования вне образовательных отношений оставляются без рассмотрения.
Невнесение платы за обучение в установленные сроки является нарушением договора с учреждением образования и основанием для досрочного прекращения образовательных отношений (п.5.7 ст. 79 Кодекса об образовании).

7. В соответствии с п. 3 ст. 53 Кодекса Республики Беларусь об образовании педагогическим работникам запрещено использовать образовательный и воспитательный процессы в политических целях или для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и законодательству.